Новости из мира шин и дисков

В Санкт-Петербурге обсудили проблему системного сбора отработанных шин в РФ

В минувший вторник, 2 августа, в пресс-центре «Интерфакса» в Санкт-Петербурге прошла онлайн пресс-конференция на тему «Изношенные шины – актуальные вопросы вовлечения опасных отходов в циклическую экономику России на примере инициатив Петербурга и Ленинградской области». Фото interfax-russia.ru По словам исполнительного директора НКО «ЭкоШинСоюз» Сергея Подойникова, с момента распада Советского Союза в России было накоплено 12,5 миллиона тонн непригодных шин. При этом примеры других стран показывают, что на создание системы, минимизирующей количество несанкционированных свалок автопокрышек, уходит 15-20 лет. «В России приблизительно 800 тысяч тонн покрышек становятся непригодными каждый год, из них перерабатываются далеко не все, – сказал глава «ЭкоШинСоюза», объединяющего производителей и импортеров шин. – И если мы не будем принимать срочных мер, то лет через 20 примерно 3 тысячи квадратных километров нашей страны можно будет покрыть ровным слоем изношенных покрышек». «ЭкоШинСоюз» пять лет занимается системным сбором покрышек, охватив 55 регионов страны и объединив крупнейших производителей шин и 30 компаний-переработчиков. За это время удалось собрать более 380 тысяч тонн отработанных покрышек. Среди отстающих регионов оказались Якутия, Дагестан, Омская, Читинская и Мурманская области. Лидерами по сбору на текущий момент являются Москва и Московская область, Свердловская и Иркутская области, а также Петербург и Ленинградская область. По данным комитета по природопользованию Петербурга, оба соседствующих региона ежегодно производят 50-60 тысяч тонн непригодных покрышек. Большинство людей при этом не понимают, каким образом их верно утилизировать. Как сообщил заместитель председателя комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Петербурга Михаил Страхов, свалки шин в городе и окрестностях занимают значительные площади. Фото охотанаколеса.рф Шины являются отходами IV класса опасности, напомнил он, разлагаются около 500 лет, все это время загрязняя почву и воду. Они еще и продолжительно горят, выделяя в воздух канцерогены. Кроме того, покрышки не подпадают под категорию твердых коммунальных отходов (ТКО), которые региональный оператор по обращению с мусором мог бы отправить на полигон, их запрещено захоранивать, поэтому выбрасывать их на контейнерные площадки бесполезно. «Мы уже сталкиваемся с тем, что на контейнерных площадках размещаются шины, – сказал Страхов. – Люди, которые не считают себя вправе выбросить шину совсем неправильно, не понимая, куда ее сдать, несут ее на контейнерную площадку. Регоператор ее не идентифицирует как ТКО и знает, что она запрещена к захоронению, он ее не забирает. И вопрос с шинами у нас остается нерешенным». «У людей низкий уровень просвещения. Мы сталкивались с совершенно дичайшими традициями в Ленинградской области: как люди на Ивана Купалу собирают покрышки, чтобы их поджечь и устроить костер, – поведала руководитель проекта «Охота на колёса» (квест по сбору старых покрышек) Лидия Ракчеева. – Из города Кингисеппа мы получили миллион сигналов о том, что у них все контейнерные площадки завалены покрышками. Никто не захочет этим заниматься, никакой разнорабочий никакого регионального оператора: выбрать из строительного мусора покрышки, отделить их, если это все еще присыпано коммунальными отходами – это просто нереально. Специальный сбор крайне необходим». Фото охотанаколеса.рф По мнению Ракчеевой, население было бы радо сдавать куда-то покрышки, но, например, в том же Кингисеппе, где есть пункты приема покрышек по 100 рублей за комплект, за сезон сдали всего 20 комплектов. То есть, люди не желают платить деньги, они хотят просто сдать покрышки куда угодно и забыть об этом: соответственно, на удобство граждан и нужно настраивать всю систему, считает эксперт. Проект «Охота на колеса» действует в Петербурге, Ленинградской области, Вологде и Московской области. За пять лет участники экологического квеста обнаружили порядка тысячи таких скоплений отработанных покрышек – в основном в лесах и на обочинах. За последний год в четырех регионах собрали 250 тонн покрышек, из которых 145 тонн пришлись на Ленобласть. Всего за пять лет участники проекта собрали 600 тонн утильных шин. «Убрали мы, конечно, далеко не все, выявили далеко не все. Сдвиги есть за пять лет, очень большие, – считает Ракчеева. – Появилось много накопителей, систем сбора, во Всеволожском районе, в Тосно, много шиномонтажек начали сотрудничать с переработчиками, принимать покрышки. Но при этом ряд администраций не готовы выделить даже рабочую силу для загрузки фуры переработчика, хотя для этого нужно пять человек на два часа. Проблему нужно решать, причем очень быстро, времени у нас нет». Фото охотанаколеса.рф Сергей Подойников отметил, что для организации рабочей системы по специальному сбору покрышек, который отличается от типичного раздельного сбора бытовых отходов, требуются совместные действия власти, бизнеса и общественности. Так, от муниципалитетов необходима готовность выделить участки под пункты приема шин и поддержание их в рабочем состоянии, от властей – информационная кампания и законодательная поддержка. В частности, по его мнению, норматив по утилизации автопокрышек должен расти каждый год, без этого условия развить систему утилизации не получится. Кроме того, дилерские центры по продаже новых шин, шиномонтажные центры, гаражные кооперативы могли бы по доброй воле и в качестве социальной ответственности создавать пункты сбора на своих территориях. Подойников также подчеркнул, что подозревать компании-переработчики, которые за свой счет ставят специальные контейнеры для сбора отработанных легковых шин, в поиске коммерческой выгоды – большое заблуждение. «Переработка легковых шин, в отличие от грузовых, всегда нерентабельна, – заявил он. – И все такие инициативы имеют социальную направленность и могут реализовываться только с финансовой поддержкой «ЭкоШинСоюза». Если такой поддержки не будет, никакая бизнес-структура не сможет этим заниматься долгое время, она просто обанкротится». Например, в грузовых шинах на 20-30 процентов больше резины и есть металлический корд, который тоже легче продать. В легковых же шинах корд текстильный, меньше резины, есть примеси из иных материалов. Собирать последние у индивидуальных автомобилистов тоже сложнее, чем первые. Это подтвердила коммерческий директор компании-переработчика «Премио Крамб» Елена Ефименко. Фото interfax-russia.ru До 2017 года её компания работала исключительно с грузовой резиной. За пять лет с поддержкой «ЭкоШинСоюза» сеть приема легковых покрышек компании разрослась до 219 точек в Петербурге, более 120 из которых ведут прием бесплатно. Примерно половина точек расположена в шиномонтажках, которые безвозмездно берут шины у своих клиентов, еще порядка 60 точек готовы принять покрышки бесплатно у кого угодно. Тем не менее, переработка легковых покрышек остается убыточной. «Текущие цены на продукт, который мы получаем, и спрос на это сырье не позволяют по сути без поддержки перерабатывать весь объем образующейся резины, – объяснила Ефименко. – Если бы бизнесу было выгодно, был бы огромный спрос на продукт переработки и соответствующая цена, и не валялось бы нигде ничего, все, что можно переработать и продать, собрали бы. Сейчас переработчики по сути собирают только то, что им проще, выгоднее и эффективнее перерабатывать». Однако прогресс все же заметен. В августе вместе с администрацией Калининского района Петербурга будет организована стационарная площадка по сбору покрышек, еще несколько появятся в период активного «переобувания» к зиме. Налаживается сотрудничество с гаражными кооперативами. Комитет по природопользованию также обсуждал необходимые условия сбора покрышек с представителями бизнеса: для этого необходимы площадки для перегруза, где шины будут храниться в соответствии с имеющимися требованиями, а также кампания по информированию жителей. Фото interfax-russia.ru Михаил Страхов сообщил, что комитет в будущем намерен утилизировать шины на базе мусороперерабатывающего завода МПБО-2, перешедшего в его ведение. «Мы планируем организовать на нем переработку шин. На сегодняшний день уже заключен контракт на закупку оборудования, которое предусматривает переработку до 70 кг автомобильных покрышек в час, – сообщил Страхов. – Образующаяся стружка потом будет традиционно использоваться для покрытий на детских площадках, для лежачих полицейских и прочего».