Новости из мира шин и дисков

Старт серийного производства шин на KamaTyresKZ запланирован на третий квартал 2023 года

В середине декабря в Карагандинской области Республики Казахстан на новом заводе KamaTyresKZ прошла торжественная церемония выпуска первой шины, сообщают «Ведомости Казахстана». Совместное предприятие компаний «Татнефть» и Allur Tyres было построено в рекордные сроки – за 16 месяцев и после выхода на полную мощность намерено «обувать» все типы автотранспортных средств, эксплуатирующиеся в Казахстане, от легковушек до сельхозтехники, полностью закрывая внутренний спрос на эту продукцию. Автомобильные шины – один из самых востребованных видов автомобильных комплектующих: средний срок жизни покрышек, постоянно подвергающихся деформации и трению, составляет от 7 до 10 лет. При этом следует учитывать, что это рекомендуемый производителями срок. На деле же, с учетом качества дорожного покрытия и множества проколов казахстанские водители меняют покрышки в среднем каждые 3-4 года. В результате автошины становятся едва ли не самой востребованной автомобильной продукцией в стране, при этом в Казахстане они до сих пор не производились, несмотря на постоянный рост автопарка. По данным Министерства внутренних дел Республики Казахстан, по состоянию на 1 ноября 2022 года количество зарегистрированных автотранспортных средств в Казахстане составило 4 миллиона 389,2 тысячи единиц, из них 87,6 процента (3 634,4 тысячи) – легковые автомобили, 10,4 процента (около 500 тысяч) – грузовые и 2 процента (порядка 200 тысяч) – автобусы. Несложно посчитать, что данный автопарк требует каждые 3-4 года порядка 15 миллионов шин для легкового и легкого коммерческого транспорта, более 2 миллионов шин на грузовики и порядка 800 тысяч шин для автобусов. При этом в стране активно эксплуатируется еще и сельскохозяйственная техника – тракторы и комбайны, которые тоже нужно «переобувать», пожалуй, еще чаще, чем легковушки, грузовики и автобусы, поскольку сельхозтехника эксплуатируется в прямом смысле в поле, а не на асфальте. Соответственно, и износ шин там гораздо выше, чем по остальным видам автотехники. Фото kazanfirst.ru По данным Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, в 2022 году в проведении полевых и уборочных сельскохозяйственных работ в стране участвовало более 150 тысяч тракторов и 88 тысяч сеялок, а также около 40 тысяч зерно- и кормоуборочных комбайнов и другой необходимой техники. То есть, здесь потребность в шинах переваливает еще за миллион шин в год – и весь этот объем до сих пор закрывался исключительно импортом. Шины в Казахстан по данным Министерства торговли и интеграции импортировались до 2022 года из 27 стран, но основной их объем (более 80 процентов) приходился на два соседних государства – Россию (около 50 процентов) и Китай (порядка 30 процентов). Неудивительно поэтому, что именно российская компания ПАО «Татнефть» стала партнером казахстанской компании ТОО «Allur Tyres» в строительстве первого в Казахстане завода по производству шин мощностью 3,5 миллиона единиц в год. На эту проектную мощность предприятие выйдет уже в 2025 году, а начало серийного производства шин запланировано на III квартал 2023 года. «Сегодня мы выпускаем первую шину на заводе KamaTyresKZ. Это наш первый опыт с компанией «Татнефть», и для нас это уникальный проект, – заявил на открытии завода первый заместитель премьер-министра Казахстана Роман Скляр. – Отмечу, что это первое отечественное предприятие по выпуску шинной продукции, которое покроет потребности, как автопромышленности, так и наших автолюбителей. Предприятие отвечает всем современным технологическим требованиям по уровню автоматизации и энергоэффективности. Данное производство важно для развития нашей промышленности, и является показательным примером для развития моногородов». Фото kazanfirst.ru «Это только первый этап проекта, в котором у нас уже есть первые трудовые победы, – сказал, в свою очередь, присутствовавший на церемонии открытия президент Республики Татарстан Рустам Минниханов. – В наших планах открытие завода инженерно-технических изделий и крупногабаритных шин. В целом, все это стало возможным благодаря уникальному инвестиционному климату Казахстана, всесторонней поддержке Президента Казахстана Касым-Жомарта Кемелевича Токаева». «Чуть больше года назад был заложен первый камень на месте строительства этого производства, а сегодня мы выпускаем первую продукцию, у нас в планах открытие завода резинотехнических изделий и производства крупногабаритных шин, – добавил гендиректор ПАО «Татнефть» Наиль Маганов. – Мы благодарим руководство Карагандинской области, акимат города Сарань, за наше эффективное сотрудничество. Благодарим коллектив компании Allur, а также всю дружную команду проекта из Казахстана и Татарстана: строителей, монтажников, пуск наладчиков, специалистов по эксплуатации и всех остальных. Это наш общий успех». Старт проекту был дан в апреле 2021 года, общий объем инвестиций в новый завод составил 171 миллиард тенге (около 22,7 миллиарда рублей). На первом этапе предприятие KamaTyresKZ будет выпускать шины для легковых автомобилей и легкого коммерческого автотранспорта, а после 2024 года в Сарани наладят выпуск шин для грузовых автомобилей, автобусов и сельхозтехники, при этом на заводе будут выпускать как летние, так и зимние шины. После 2025 года планируется наладить экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья – к тому времени мощность предприятия предполагается увеличить до 9 миллионов шин в год. Фото kazanfirst.ru Приход в Казахстан производителя, получившего признание в дальнем зарубежье, открывает дорогу туда и казахстанской продукции. Как заявил весной 2021 года исполнительный директор ПАО «Нижнекамскшина» Эдуард Миронов, на казахстанском заводе будет использоваться то же европейское и китайское оборудование, которым располагает предприятие в Татарстане. А гендиректор ПАО «Татнефть» Наиль Маганов отметил, что шинные заводы в Нижнекамске и в Сарани будут друг друга дополнять, поскольку в Казахстане российский инвестор планирует выпускать новую линейку шин качества B+. Поскольку на заводе в Карагандинской области будет установлено более новое оборудование, позволяющее создавать продукт более высокого качества. Это подтвердил и директор саранского завода Александр Смышляев. «Сегодня у нас произошел выпуск первой шины – это отработка технического процесса и тестовый выпуск продукции, отладка оборудования займет еще некоторое время, выход на серийный выпуск продукции у нас запланирован на третий квартал 2023 года, – сказал директор KamaTyresKZ в интервью журналистам на церемонии открытия производства. – На сегодняшний день готовность завода составляет около 50-60 процентов, нам осталось запустить небольшое количество общезаводского хозяйства. Сегодня на площадке уже работает оборудование из Португалии, Словакии, Словении – всего у нас около 9 поставщиков из Европы. Также мы используем станки китайского производства». Фото inkaraganda.kz Ну, и, разумеется, новый завод в Сарани позволит повысить уровень локализации автомобильного производства Казахстана, поскольку шины для легковушек отсюда будут направлять на первичную комплектацию автомобилей, производимых предприятиями АО «Группа компаний «Аллюр». Что до объемов экспорта, то, по оценке директора ООО «УК «Татнефть-Нефтехим» Гюзель Хабутдиновой, после достижения мощности в 9 миллионов шин в год до 40 процентов произведенной в Сарани продукции может ежегодно отправляться в соседние с Казахстаном страны. При этом сырье для завода в Сарани первоначально будет поставлять «Татнефть-Нефтехим» в рамках общих закупок совместно с шинным бизнесом в Татарстане, что позволит снизить издержки. При этом, по словам Наиля Маганова, российский партнер готов рассматривать и проекты по локализации сырья в Казахстане. Фото inkaraganda.kz Напомним, что казахстанский участник проекта – АО «Группа компаний «Аллюр» – является акционером крупных автопроизводителей Казахстана, ТОО «Сарыарка АвтоПром» и АО «Агромашхолдинг». И новое производство в Сарани вполне соответствует заявленной этой компанией миссии на рынке: обеспечить казахстанцев доступными и качественными автомобилями собственной сборки, одновременно выводя отечественные автомобили и комплектующие на внешние рынки.