Новости из мира шин и дисков

Редакция Sport Auto протестировала трековые шины для Porsche 992 GT3 RS

До недавнего времени выбор шин для популярного сегодня у любителей погонять на треке спорткара Porsche 992 GT3 RS был лишь между двумя моделями элитных полусликов Michelin: Pilot Sport Cup 2 и Cup 2 R. Но в начале этого года компании Porsche и Michelin объявили о совместной разработке спецверсии сверхвысокопроизводительных летних шин Michelin Pilot Sport S 5 для GT3 RS. Новинка предназначена для преимущественного использования в сырую и холодную погоду и призвана максимально продлить сезон гонок на треке. Эксперты немецкого журнала Sport Auto решили выяснить, что у неё общего с моделью Cup 2, насколько она превосходит элитные полуслики на мокрой трассе и насколько хорошо справляется с сухим покрытием. Автожурналисты не только испытали это на собственном опыте, но и тщательно всё измерили. Итак, в этом сравнительном тесте приняли участие три модели шин в размерах 275/35ZR20 102Y (на передней оси) и 335/30ZR21 109Y (на задней): – Michelin Pilot Sport Cup 2; – Michelin Pilot Sport Cup 2 R; – Michelin Pilot Sport S 5. В качестве тестового автомобиля использовался Porsche 992 GT3 RS. Местом проведения теста стал испытательный полигон Contidrom компании Continental со специально построенными трассами для тестирования торможения и управляемости – как на сухой, так и на мокрой поверхности. В распоряжении тестировщиков было по два новых комплекта шин Pilot Sport Cup 2, Pilot Sport Cup 2 R и Pilot Sport S 5. Все с маркировкой Porsche «NO» на боковине и давлением накачки 1,9 бар спереди и 2,0 бар сзади. ИСПЫТАНИЯ НА МОКРОЙ ТРАССЕ В качестве эталона была принята шина Pilot Sport Cup 2, которой на мокром асфальте в среднем требуется 59,9 метра для полной остановки со скорости 100 км/ч. Однако интерес представляет не столько предсказуемо низкое тормозное усилие, сколько небольшое изменение тормозного пути на протяжении всей серии замеров и незначительный росте температуры протектора. В сравнении с Cup 2, модель Cup 2 R обладает ещё более сликоподобным рисунком протектора – с уменьшенным количеством и укороченными поперечными ламелями на внешней стороне, а также тремя продольными канавками. Неудивительно, что тормозной путь на мокрой дороге у Cup 2 R в среднем почти на два метра длиннее, при этом ее протектор в ходе семи торможений нагревается несколько сильнее, чем у Cup 2. Особенно примечательно с точки зрения водителя то, что антиблокировочная система ABS от Porsche превосходно адаптируется к низкому коэффициенту сцепления (когда остывшая резина встречается с холодным скользким покрытием), не допуская ни излишне долгого разжатия суппортов, ни угрозы блокировки колес. Идеально ровная тормозная полоса, пожалуй, не самый подходящий полигон для такой оценки. Поэтому испытания переместились на соседнюю трассу для испытаний на мокрой дороге, протяженностью около 1,8 километра, которую специально орошают таким образом, чтобы кое-где оставались небольшие лужи или просто влажные участки. И здесь лидирует Cup 2, однако Cup 2 R – вот удивление – в среднем за семь кругов проигрывает ей 1,2 секунды. Ожидания были прямо противоположны. Обе модели испытывают трудности при входе в поворот, передняя ось плывёт на дуге, срыв в скольжение происходит уже на апексе, а на выходе на прямую и без того скромное сцепление окончательно пропадает. Однако между ними есть два принципиальных различия. Во-первых, Cup 2 – как и при торможении – с каждым кругом наращивает сцепление, но лишь на своём последнем и самом быстром круге выходит на тот уровень, который Cup 2 R (чуть более чувствительная к лужам) демонстрирует сразу. Во-вторых, Cup 2 R хоть и быстрее (главным образом потому, что на этой трассе риск аквапланирования невелик), но она неспособна улучшить свой результат. Тем не менее, она претерпевает трансформацию: на первых двух-трёх кругах этот «слик среди полусликов» удивительно точно входит в повороты, пользуясь лёгким подворотом задней оси. Однако затем, по мере роста температуры задних шин, баланс меняется: GT3 RS обретает больше тяги, но теряет в поперечном сцеплении спереди. Несмотря на всё это, особого удовольствия процесс не доставляет, поскольку на пределе идет постоянная балансировка на грани срыва. И если задняя ось в какой-то момент не дёргается и не уходит в занос, то шины размерностью 335/30 легко начинают плыть. Самое время перейти на «дождевые шины» Michelin Pilot Sport S 5. Да, даже этой повседневной шине требуется небольшая обкатка. Однако она быстро набирает рабочую температуру, сразу же начинает тормозить на дистанции примерно на 17 метров короче, и делает это с такой точностью и контролем со стороны системы ABS, что кажется, будто разбрызгиватели воды отключили. Porsche GT3 RS на Cup 2 всё ещё движется со скоростью почти 52,5 км/ч в тот момент, когда на PS S 5 уже полностью остановился. Разница была бы ещё более заметной при более низких температурах. Ведь дождевая шина должна эффективно работать уже примерно с пяти градусов Цельсия, в то время как Cup 2 – не ранее чем с пятнадцати. В окрестностях Люнебургской пустоши, где расположен полигон Contidrom, было на три градуса теплее. Температура асфальта: 11,9 градусов там, где вода попадает на полотно, и 16,7 градусов непосредственно перед дренажным желобом. Конструкция PS S 5 включает четыре продольных водоотводных канала глубиной до 7,6 миллиметров, дополненных поперечными ламелями такой же глубины, которые к тому же длиннее и шире, чем у двух Cup-моделей. В плечевой зоне глубина рисунка уменьшается к внешнему краю для повышения жёсткости и улучшения боковой поддержки. И PS S 5 действительно жёсткая, поскольку она унаследовала от Cup 2 NO конструкцию каркаса и боковины, а также различные компоненты резиновой смеси. Чтобы вывести характеристики Pilot Sport S 5 NO на мокрой дороге на желаемый уровень, Michelin, по сравнению со стандартной PS S 5, изменила не только рисунок протектора, но и состав резиновой смеси. В частности, было увеличено содержание диоксида кремния (силики), изменена доля синтетических смол и применены специальные функциональные эластомеры. Звучит как сложная химическая формула, но на полигоне с искусственным орошением это становится настоящим откровением, которое можно выразить вполне обычными цифрами. Или словами. Так, на длинной прямой ты можешь начать торможение значительно позже, даже при скорости на спидометре почти на 15 км/ч выше. При этом распределение тормозных усилий идеально сбалансировано: GT3 RS замедляется с исключительной курсовой устойчивостью, входит в повороты с высочайшей точностью, спокойно реагирует на перестроения и ускоряется на выходе из виража с минимальной пробуксовкой. Предел сцепления этой шины не только высок, но и широк, о приближении к нему она мягко предупреждает, давая водителю много времени на реакцию. Короче говоря, когда на колёсах установлены Pilot Sport S 5 NO, запас безопасности огромен, и можно позволить себе множество вольностей, не получая немедленной расплаты. ИСПЫТАНИЯ НА СУХОЙ ТРАССЕ Настолько уверенно ведущая себя на мокрой трассе, она, вероятно, быстро потеряет сцепление при характерной для GT3 манере езды, не так ли? Как бы не так! И вот тестировщики переходят к последней смене трассы, на короткую версию трассы с извилистой внутренней частью. Снова лидирует Cup 2 – в отличие от Cup 2 R, ей требуется прогревочный круг, чтобы выйти на полный потенциал, но затем она демонстрирует стабильное время круга. Cup 2 R оправдывает свою роль охотника за лучшим временем: с динамикой, напоминающей слик, она сразу же показывает свой быстрейший круг, однако затем немного снижает торможение и поперечное ускорение. Ничего критичного. Тест пилота раздражает лишь то, что её мягкая и горячая беговая дорожка активно собирает частицы резины, что заметно влияет на поворачиваемость и поведение в поворотах. А что же Pilot Sport S 5? Она сразу включается в работу, в среднем приближаясь к результату Cup 2 на четыре десятых, и с самого начала выдаёт стабильно быстрые круги. Небольшое время она теряет из-за лёгкой подвижности при торможении, незначительной недостаточной поворачиваемости на входе, чуть меньшего бокового сцепления на дуге и едва заметного подруливания задней оси по сравнению с обычным Cup. Особенно удивительно: даже после 15 быстрых кругов подряд PS S 5 остаётся в превосходной форме – показывает стабильное время, не разбрасывая кусочки резины, а износ оказывается очень низким. Результаты тестирования известны, и теперь не терпится узнать, какие шины выберет армада Porsche 992 GT3 RS на следующей тренировке на «Северной петле» Нюрбургринга.