Новости из мира шин и дисков

По мнению туркменского учёного старые шины могут стать источником солидного дохода

Известный туркменский учёный, научный обозреватель электронного издания CentralAsia.news и, доктор технических наук и эксперт Аллаберды Ильясов в своей очередной статье актуализировал экономическую выгоду от правильной переработки старых автошин. Фото centralasia.news Автомобильный транспорт является одним из основных сегментов мировой экономики, поскольку он – важнейшее звено в цепи промышленного производства и комфортной жизни людей. Однако при этом является главным глобальным источником загрязнения окружающей среды, пишет Ильясов. Во время эксплуатации транспортных средств образуется большое количество отходов, огромную опасность среди которых представляют изношенные автомобильные шины, которые сложно собирать и утилизировать. Проблема обеспечения экологической безопасности при эксплуатации и утилизации шин напрямую связана с вопросами охраны окружающей среды. Поэтому сегодня необходимо говорить не только о защите природы Земли, но и об экономических преференциях использования старых покрышек. Загрязнение окружающей среды является острой и актуальной проблемой в современном мире. Значительную угрозу представляют трудно утилизируемые отходы промышленности. В настоящее время автомобильные шины стали одним из распространённых видов полимерных отходов. Ежегодно в мире выходят из употребления свыше 10 миллионов тонн покрышек. В разных странах этот объём варьируется в разных пределах. Однако объёмы отработанных покрышек будут увеличиваться с ростом грузового и автомобильного транспорта. Объём продаж легковых и лёгких коммерческих автомобилей в 2016 году составил 1,4 миллиона единиц, в 2017 году – 1,5 миллиона единиц, а к 2020 году – увеличился до 2 миллионов единиц. По прогнозам специалистов, продажи автомобилей будут только расти. Прирост автомобильного парка оценивается на уровне 3-7 процента ежегодно. И, как следствие, будет увеличиваться количество отработанных шин. Фото sng.fm Во многих развитых странах большая часть отработанных покрышек перерабатывается. Например, в США процент утилизации вышедших из строя покрышек достигает 88,5 процента. В России на специализированных предприятиях перерабатывается всего лишь 17 процентов. В мире применяются различные технологии по переработке отходов резины и автомобильных шин. Эти процессы предполагают захоронение целых или измельчённых шин, использование их для различных целей – для получения энергии или резиновой крошки и порошка. Отработавшие шины обладают высоким теплотехническим потенциалом и могут быть использованы в качестве топлива, поскольку они состоят в основном из продуктов переработки нефти. Предприимчивые люди всегда умели реализовывать научные идеи. Поэтому не обойдено вниманием применение старых покрышек для различных целей. Например, использовать их как обсадный каркас для дренажных систем, использовать, как декоративные ограждения. А измельчённые в крошку шины можно использовать для строительства детских площадок, дорожных покрытий. В последнее время данный способ находит большое применение. Это связано с тем, что процесс получения менее энергоёмок, чем переработка пиролизом и менее опасен, чем сжигание шин. Кроме того, использование крошки не только в качестве добавки в резиновые смеси, но и как основы для выпуска изделий строительного и технического характера, позволяет реализовывать ценные свойства полимерных материалов. Фото vseomusore.com Самым действенным способом переработки резиновых отходов является пиролиз, суть которого заключается в получении углеводородов различного состава и других компонентов, пригодных для дальнейшего применения. Данный метод переработки является наиболее перспективным, так как продуктом пиролиза являются соединения, обладающие энергетическим потенциалом. Продуктами пиролизной установки являются газ, жидкое топливо, а также уголь. Наиболее важное направление переработки старых резиновых изделий, в первую очередь, таких массивных и резиноёмких, каковыми являются шины, – получение регенерата путём термомеханического воздействия на старую резину. Регенерат – это пластичный материал, способный перерабатываться и вулканизоваться при введении в него вулканизующих веществ. Из одного регенерата в основном готовят только неответственные изделия: коврики, бытовые дорожки, полутвёрдые изоляционные трубки, садовые рукава и другие. Регенерат добавляют также в каучук при производстве шин, прокладок, аккумуляторных баков, обуви. Это позволяет экономить сотни тысяч тонн нефти. Сам процесс регенерации многостадийный и длительный. Вначале резиновые изделия, подлежащие переработке, сортируют по видам, типам и содержанию в них каучука, а затем удаляют металл и другие материалы и измельчают резину до частиц определенных размеров. После измельчения резиновую крошку, освобождённую от основной массы текстильных материалов и включений, подвергают девулканизации. Это процесс, в котором отходы вулканизованной резины преобразуются благодаря механической, тепловой и химической энергии до состояния, в котором они могут смешиваться, перерабатываться и вулканизоваться снова. Фото vseomusore.com Однако с утилизацией резины дело обстоит не очень успешно, а ведь её выпуск в мире превышает выпуск алюминия. К тому же 90 процентов массы всех отходов из полимеров приходится именно на шины. И такой полимерной продукции на нашей планете накапливается до сотен миллионов. Сегодня в мире применяются различные технологии по переработке отходов резины и автомобильных шин. Но человечество нашло способ продлить жизнь старых покрышек. В США, Австралии, Японии, Новой Зеландии и ряде других стран из изношенных покрышек с целью повышения биопродуктивности моря созданы сотни искусственных нерестилищ. Существенным достоинством таких нерестилищ является то, что не загрязняется морская вода и они очень долговечны. По некоторым данным, долговечность покрышек в морской воде составляет 150 — 200 лет. Поэтому из изношенных шин создают также волнорезы и волноломы. Однако им присущ ряд существенных недостатков: они не работоспособны при сильных волнениях, трудны для ухода за ними. Изношенные шины используются также при строительстве дорог с мягким торфяным грунтом. Из старых шин можно строить мосты через малые реки, ручьи, овраги, прокладывать водопропускные трубы под авто и железнодорожными насыпями, создавать фильтрующие насыпи. Эти сооружения долговечны, затраты на их возведение значительно меньше аналогичных железобетонных сооружений. Потребность в целых изношенных шинах, используемых в различных инженерных сооружениях, в отдельных странах может колебаться от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч тонн в год в зависимости от величины страны и степени развитости её экономики. Фото vseomusore.com Хранение использованных шин на свалках и последующее избавление от них негативно сказывается на окружающей среде. Уже к 2030 году во всём мире будет утилизироваться около 1,2 миллиарда шин в год. Поэтому повторное использование резины – весьма смелое инженерное решение. Например, использование продуктов переработки шин при производстве такого строительного материала, как бетон, во много раз улучшает его качество. Эти факты подтверждаются исследованиями специалистов из австралийского Университета Мельбурна. Учёные из Royal Melbourne Institute of Technology University уже много лет изучают пользу старых покрышек для производства бетона. По данным австралийских исследователей изношенные автомобильные шины в ближайшем будущем больше не придётся выкидывать на свалки, поскольку они в большей мере станут основным компонентом в производстве бетона. Испытания доказали, что многолетнее ограничение на использование большого количества толстых резиновых частиц в бетоне теперь можно преодолеть. Ведь до сих пор резина составляла лишь небольшую часть всего состава смеси, в которой также находились гравий, гранит или известняк. Теперь исследователям удалось заменить переработанными шинами 100 процентов обычных грубых заполнителей, входящих в состав бетона. С помощью специального устройства они подготовили измельчённые резиновые гранулы. В схватывании смеси помогли вода, портландцемент и речной песок. Важно отметить, что такой бетон полностью отвечает всем строительным требованиям. В последнее время в связи с активным развитием полимерной индустрии количество полимерных отходов непрерывно возрастает. И здесь наиболее массовым видом таких отходов являются изношенные шины. К примеру, в странах СНГ каждый год образуется приблизительно 1 миллион тонн изношенных автомобильных шин. Фото lexor.spb.ru Экономическое значение переработки и использования изношенных шин состоит в том, что они содержат большое количество ценных полимерных и армирующих материалов, в значительной мере сохранивших комплекс первоначальных свойств. Экологический аспект проблемы состоит в том, что изношенные шины, накопившиеся в местах их эксплуатации или вывозимые на свалки, загрязняют окружающую среду вследствие высокой стойкости к воздействию внешних факторов (солнечного света, кислорода, озона, влаги). При этом происходит отчуждение земель и загрязнение почвы и воды. Огромная часть риска сопряжена с химическим составом шин. Различные сырьевые материалы, используемые в производстве шин, оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду и здоровье человека. Использованные шины относятся к химическим отходам, к классу горючие твёрдые вещества. Основные материалы, используемые в полимерном производстве резины, такие как бутадиен и стирол, и многие добавки к полимерам могут вызывать системные токсические эффекты. Токсины, которые освобождаются при разложении шин, при намеренном сжигании или случайных пожарах очень загрязняют воду, воздух и почву, нанося огромный урон окружающей среде. Высокая экологическая опасность шин обусловлена, с одной стороны, токсическими свойствами применяемых при их изготовлении материалов и содержащихся в них примесей. С другой стороны – свойствами более ста видов химических веществ, выделяющихся в воздушную и водную среды при эксплуатации, обслуживании, ремонте и хранении шин. Проблемы экологии становятся всё острее. Фото lexor.spb.ru Поэтому так важно, чтобы каждый человек сформировал в себе сознание и понимание бережного отношения к самому себе, а значит и к миру в целом. Переработка старой покрышки, а в дальнейшем её вторичное использование несёт в себе огромную экологическую и экономическую пользу для всего мира. Механическая переработка шины позволяет получить такое ценное сырьё, как резиновая крошка, текстильный корд, металл, которые применяются в различных областях производственной деятельности. Активная переработка вышедших из эксплуатации шин внесёт неоценимый вклад по решению одной из проблем экологии. И даст шанс на вторую жизнь, но уже новым вещам и изделиям.

Похожие сообщения