Конечно, сочетание Volkswagen T-Cross c шинами 205/55R17 не выглядит чем-то особенным. Но этого и не нужно: вместо того, чтобы привлекать внимание, этот небольшой компактный кроссовер предлагает на удивление много удовольствия от вождения и комфорта езды. Однако для этого ему нужны правильные шины. И в своем очередном сравнительном тесте редакция специализированного немецкого портала Die Reifentester решила определить самую подходящую для VW T-Cross модель летних шин. Какие модели приняли участие в испытаниях? Начнём с сенсационного одновременного участия трёх новых шин: Pirelli Cinturato C3, Michelin Primacy 5 и Falken Ziex ZE320. Но и остальные участницы также очень сильны: Firestone Roadhawk 2, считающаяся многими специалистами настоящей жемчужиной, проверенные временем Continental PremiumContact 7 и хорошо зарекомендовавшие себя Hankook Ventus Prime 4 K135. Ах да, и чтобы это сравнение не превратилось в чисто премиальное, в тест были включены шины Imperial Ecosport 2 из бюджетной категории. Imperial? Звучит уверенно. Неизбежный вопрос: оправдывает ли название высокие ожидания? На этот раз тестировщики из Die Reifentester были гостями на испытательном треке Pirelli в Виццола-Тичино, на севере Италии, недалеко от шумного Милана. Виццола известна своей искусной трассой для испытаний на мокрой дороге: впечатляющий наклонный участок между двумя сложными поворотами, напоминающий мост, на несколько секунд делает автомобиль невероятно лёгким на дороге, а затем внезапно тяжёлым в следующем спуске. Главная цель – вызвать нестабильность шасси, выявляя тем самым как сильные, так и слабые стороны шин. Остальные повороты – иногда узкие, иногда широкие и длинные, иногда двойные, иногда сужающиеся – дополняют полноту картины. Бесчисленные водяные разбрызгиватели постоянно поддерживают на трассе определённый уровень влажности. Тест-пилот на пределе возможностей проходит каждый поворот и с каждым кругом все более глубоко понимает характеристики шин. Затем впечатления документируются и сравниваются с результатами других участниц теста. К концу дня испытания проходят все шины. Тесты на управляемость на мокрой дороге открывают шины Pirelli Cinturato C3, которые были выбраны экспертами Die Reifentester в качестве эталонных. Они должны чувствовать себя здесь, на своей трассе, как дома. И действительно, энергичная итальянка блистает точным рулевым управлением, плавным нарастанием боковых усилий и абсолютно предсказуемым и контролируемым поведением при изменении нагрузки и резких торможениях. Новая Cinturato без проблем справляется с довольно слабым T-Cross (116 л.с. от минималистичного трёхцилиндрового литрового двигателя). Субъективная общая оценка после нескольких энергичных кругов на мокрой дороге: очень хорошо! Следующие две участницы, Continental и Michelin, демонстрируют отличные результаты, каждая по-своему, но ни одна из них не дотягивает до уровня, заданного новой моделью Pirelli: у обеих наблюдается незначительно выраженная недостаточная поворачиваемость, то есть продавливание передних колёс в поворотах. Это само по себе можно было бы засчитать, как незначительный недостаток и небольшое снижение удовольствия от вождения. Но опыт подсказывает, к чему зачастую приводит эта тенденция: более или менее заметному желанию войти в поворот при отпускании педали газа, что вызывает у многих тестировщиков сдержанное «Ух ты!». Предчувствие оправдывается, но благодаря системе ESP эффект остаётся вполне приемлемым. Имеет ли это вообще значение? Безусловно, ведь шина с образцовой устойчивостью, не реагирующая на торможение, просто дарит больше удовольствия от вождения. Это чувство безопасности передаётся водителю, пусть даже подсознательно. За управляемость на мокрой дороге шины Continental всё равно получают оценку «хорошо», а вот Michelin приходится довольствоваться оценкой «удовлетворительно». После повторного круга с ранее протестированными эталонными шинами Pirelli эксперты проверили Hankook. От этой шины, давно зарекомендовавшей себя в качестве оригинальной комплектующей для автопроизводителей, ожидали довольно уверенных результатов. Однако, как ни странно, Ventus Prime испытывает некоторые трудности на извилистых итальянских дорогах: реакции на перераспределение нагрузки нарушают плавность хода, а управляемость немного ухудшается. А вот стабильность торможения в, безусловно, очень сложных поворотах – определённо, могла бы быть и получше. Учтя все это, тестировщики дали южнокорейским шинам довольно скромную оценку «удовлетворительно». На данный момент уже стало понятно: испытатели шин из Die Reifentester имеют дело с блистательной группой конкуренток с весьма разнообразными характеристиками. Поэтому с нетерпением ждем третью новинку – Falken. Этот бренд принадлежит японской группе Sumitomo, которая часто, хотя и не всегда, выпускает первоклассную продукцию, а порой и вовсе создаёт настоящие шедевры. Это как раз такой случай. Не будем ходить вокруг да около: с новой Falken Ziex ZE320 японская компания создала не просто шину, которую сложно описать словами, но и, прежде всего, превосходный инструмент для прохождения поворотов, который уже сам по себе вызывает любопытство своими общими характеристиками. Что же делает её такой особенной? Она буквально обхватывает T-Cross своим прорезиненным пальцем, обеспечивая максимальную устойчивость в поворотах. Никакого проскальзывания здесь, никакого шатания там, стоическое спокойствие, словно нарисованное по линейке. Вся заслуга в них: идеально подобранных конструкции и резиновой смеси. Очень хорошо! После блестящих результатов Pirelli и, особенно, Falken, видим и обратную сторону медали. Именно китайские шины Imperial демонстрируют нам нижнюю границу спектра характеристик. Хотя они довольно хорошо реагируют на старт, при дальнейшем тестировании проявляют практически все недостатки несбалансированной шины. Реакции на перегрузку резкие, а система ESP работает на пределе возможностей. Сцепление на мокрой дороге плохое, что препятствует плавному движению. Результат теста – едва ли проходной балл. Для среднестатистического водителя это означает: рекомендуется проявлять осторожность, в дождь – осторожный стиль вождения обязателен. «Император» определённо не является значительным достижением. Напротив, Firestone Roadhawk является воплощением отличной сбалансированности. Вторая японская шина в тесте не имеет недостатков, сохраняет лёгкую управляемость в любых условиях, чутко реагирует на повороты руля и остаётся надёжным партнёром. Хотя она и не дотягивает до высокого уровня Falken и Pirelli, но наступает японо-итальянскому дуэту на пятки. Поэтому: «Хорошо». Новый раунд тестирования: управляемость на сухой дороге – будут ли ещё сюрпризы? Для проведения этих испытаний эксперты из Die Reifentester покидают Виццолу и отправляются на международный трек автомобильного гиганта Stellantis в Балокко, примерно в 50 километрах от Виццолы. Трасса скоростная, со сложными шиканами, резкими сменами направления и самыми разными радиусами поворотов. Итак, начнём. Команда мечты – Falken (оценка «Очень хорошо») и Pirelli (оценка «Хорошо») – похоже, скоординировала свои усилия, вновь завоевав первое и второе места на этой высококонкурентной трассе. Стоит также отметить Firestone, которая идёт на третьем месте с небольшим отставанием от Pirelli. И даже Hankook, ранее показавшая не очень хорошие результаты на мокром покрытии, теперь сумела вернуться в группу лидеров, получив хорошую оценку. Кстати, те участницы, которые, как и в случае с управляемостью на мокрой дороге, демонстрируют абсолютно предсказуемые реакции на команды руля, плавно входят в повороты без заметных отклонений и жёстко удерживают траекторию при торможении, заслуживают достойной оценки, отмечает водитель-тестировщик. Поскольку всё это происходит на значительно более высоких скоростях, хорошая оценка здесь – показатель того, что шина обеспечивает хорошую поддержку в ситуациях, предрасполагающих к авариям: пресловутый трактор, выезжающий с поля справа, или водитель внезапно сворачивающий из средней полосы влево без предупреждения. И снова Michelin и Continental не добрались до первых мест. Ганноверская шина чрезмерно резва в поворотах (то есть выталкивает заднюю часть наружу при изменении нагрузки), в то время как французская шина выбирает стоическую недостаточную поворачиваемость, тем самым лишая удовольствия от вождения. Однако можно смиренно отметить, что в обычной езде эти эксплуатационные характеристики практически отсутствуют – «удовлетворительно». Остаётся «плохиш» управляемости на мокрой дороге – Imperial. Сможет ли она переломить ход событий на сухой трассе? Короткий ответ: нет. И снова она ведёт себя скорее, как коварный гоночный монстр, чем как уверенный чемпион в поворотах. И снова она активирует ESP, и можно только представить, как бы этот дальневосточный продукт вёл себя без столь необходимой ему системы стабилизации. Роковой недостаток: тот же невидимый предел, что и ранее, присутствует и здесь. Если водитель не выходит за определённый динамический предел, эти неприятные особенности почти не проявляются или, в лучшем случае, просто раздражают. Но за этим пределом веселье заканчивается. Маневренная управляемость также требует отличного сцепления при торможении как на мокрой, так и на сухой дороге, поскольку надёжное замедление должно быть возможно перед каждым поворотом. Более того, необходимы скрытые резервы, которые в критических ситуациях, например, при экстренном торможении перед препятствием, определяют, сможете ли вы остановиться или же разобьете автомобиль. На сухом асфальте Falken снова уверенно лидирует, что неудивительно после ее превосходной управляемости. С тормозным путем 35,47 метра со скорости 100 км/ч она опережает Continental и Pirelli (36,54 метра), которые показали практически одинаковый тормозной путь с разницей в 1 метр. Hankook и Firestone идут следом, также получив оценку «хорошо». Michelin тратит на это ещё на полметра больше и довольствуется оценкой «удовлетворительно». Imperial же значительно превосходит целевой диапазон с результатом 40,06 метра и с остаточной скоростью 33,8 км/ч едва дотягивает до оценки «удовлетворительно». Ещё немного, и китайскому гонщику пришлось бы преждевременно закончить карьеру, поскольку любой, кто получил оценку «неудовлетворительно» в дисциплинах, связанных с безопасностью, таких как торможение, получает эту оценку и в общем зачёте, независимо от того, насколько хорошо он выступил в других дисциплинах. А как соперницы ведут себя на мокрой дороге? Попробуйте угадать. Всё верно! Falken тормозит со скорости 80 км/ч за отличные 23,19 метра. Лучшие шины Continental, Pirelli и Firestone следуют за ней, отставая чуть меньше метра. Michelin получает оценку «удовлетворительно» с результатом 25,57 метра, а Hankook и Imperial увеличивают свой тормозной путь ещё на метр, что даёт им оценку лишь «достаточно». Аквапланирование, как известно, коварно. Обычно оно происходит в дождливую погоду, как правило, в глубоких колеях или залитых дождём углублениях на шоссе, или на затопленных съездах с шоссе, мгновенно лишая водителя возможности управлять автомобилем. Шины плывут, и автомобиль невозможно затормозить или управлять им, пока он не восстановит контакт с дорогой. К счастью, производители шин приняли необходимые меры предосторожности при разработке рисунка протектора. Это, безусловно, относится ко всем участницам испытаний. Firestone лидировала в продольном аквапланировании, показав впечатляющую скорость до аквапланирования 81,9 км/ч, за ней следовали Pirelli, Falken и Michelin – все получили оценку «Очень хорошо». Continental с всё ещё приличным показателем 78,9 км/ч заняла промежуточное положение. Imperial и Hankook немного отстали, но всё же показали удовлетворительные результаты. В поперечном аквапланировании Firestone снова задаёт планку, показав впечатляющие 97,7 км/ч. Следом идут Pirelli, Continental и Imperial, также получившие оценку «Очень хорошо». Michelin и Falken, достигшие чуть более 90 км/ч, зарабатывают оценку «Хорошо». Несмотря на достойные 87,4 км/ч, Hankook замыкает протокол в этой тестовой дисциплине. Несмотря на все передовые технологии шин, призыв к здравому смыслу остаётся прежним, чтобы избежать аквапланирования в любой форме: нужно просто ехать медленнее. Пятнадцать лет назад об этом мало кто задумывался, но сегодня сопротивление качению шин у всех на устах. Автопроизводители борются за каждый грамм топлива, потребляемый автопарком, поэтому шины с особо эффективным сопротивлением качению – а значит, экономичные или увеличивающие запас хода – естественно, занимают первое место в списке требований автопроизводителей для шин первичной комплектации. Но здесь есть свои подводные камни. Хорошее сопротивление качению и превосходное сцепление с мокрой дорогой долгое время считались практически несовместимыми. Однако шинная промышленность постепенно находит способы разрешения этого конфликта целей, используя всё более совершенные резиновые смеси. Однако, пока это не будет полностью достигнуто, действует следующее правило, по крайней мере для «испытателей шин»: безопасность вождения, управляемость и торможение являются наиболее важными критериями, поэтому сопротивление качению по-прежнему учитывается в общем результате теста лишь на уровне пяти процентов. В этих тестовых условиях особенно хорошо показали себя Firestone и Michelin, лидируя с показателем 7,2 кг/т. Hankook, Continental и Pirelli занимают прочные позиции в середине с показателями от 7,7 до 8,0 кг/т. Falken немного отстаёт с удовлетворительным показателем 8,6 кг/т. Imperial замыкает список с показателем 8,8 кг/т. Шины – наши ежедневные спутницы, будь то поездка в супермаркет или путешествие во время отпуска. Все ценят их качество, доверяют их возможностям, но при этом хотят слышать их как можно меньше. В измерении уровня шума в салоне (не путать с внешним шумом проезжающего автомобиля, указанным в маркировке ЕС) все тестовые образцы показали превосходные результаты. Различия на разных тестовых трассах с гладким и шероховатым асфальтом, а также на неровной дороге были небольшими, но всё же слышимыми. Самыми тихими были Pirelli и Continental, за ними следует большая средняя группа, состоящая из Firestone, Hankook, Imperial и Michelin. Falken, занявшая последнее место в этой дисциплине, похоже, не переносила только шероховатый асфальт, издавая едва заметный, но постоянный гул. Что касается комфорта езды, результаты испытаний оказались вполне убедительными. Неровные дороги, булыжная мостовая, бетонные стыки – шины стойко выдержали всё. Pirelli и Michelin вновь отличились, получив оценку «Очень хорошо». Falken, Firestone, Hankook, Continental и Imperial получили оценку «Хорошо». Кто бы мог подумать? Даже в скромном размере 205/55R17 шины способны на поистине впечатляющие результаты. Правильно подобранные шины способны превратить довольно скромный и, конечно же, не слишком мощный VW T-Cross в динамичный и по-настоящему приятный автомобиль. Впрочем, и это неудивительно, что высокие места в рейтингах шин не зависят от известности производителя. И менее известные бренды способны преподнести немало сюрпризов. Совершенно новая модель Falken побеждает в этом тесте, потому что практически всё в ней продумано до мелочей. Она одинаково способна удовлетворить как ярко выраженные спортивные амбиции, так и расположить к неспешной и комфортной езде. С небольшими компромиссами, но при этом демонстрируя высокий уровень инженерных разработок, новая шина Pirelli также может считать себя триумфатором, как и Firestone, которая тихо, но уверенно поднимается в рейтинге и более чем убедительно занимает третье место. Так станет ли T-Cross, грамотно оснащённый шинами, настоящим «убийцей» GTI? Скорее всего, нет. Continental и Michelin, извечные соперницы, известные и привыкшие к победам, также добились хороших результатов, но, учитывая их высокие ожидания, эксперты Die Reifentester ожидали от них ещё большей мощи и харизмы. Однако, как уже упоминалось, в обычных условиях вождения покупатель вряд ли заметит эти различия, которые заметны экспертам на треке; они становятся заметны только при агрессивном вождении или в сложных ситуациях. Это в равной степени относится и к Hankook, которой пришлось довольствоваться менее привлекательным шестым местом. Является ли оценка «удовлетворительно» понижением в прямом смысле? С математической точки зрения – да. Меньше баллов = ниже оценка. Тем не менее, Hankook всё равно стоит рассмотреть, как вариант – просто она не дотягивает до уровня лидеров. Imperial действительно склонна к нестабильности и, особенно на мокрой дороге, к избыточной поворачиваемости, и с точки зрения безопасности вождения это не слишком радует. Поскольку этой модели чудом удалось избежать досадной дисквалификации во время тестов на торможение, эксперты Die Reifentester не могут с чистой совестью рекомендовать эти шины к покупке. Здесь применима старая поговорка: за что платишь, то и получаешь. Лучше один раз купить подходящие шины – вариантов много.
Новая летняя шина Falken одержала убедительную победу в тесте Die Reifentester
03
Ноя