На фоне растущей конкуренции на мировом рынке шин китайская шинная отрасль демонстрирует мощный рост за счёт расширения производственных мощностей, технологической модернизации и глобальной экспансии. В то же время иностранные бренды меняют свою стратегию инвестиций в Китае, делая ставку на премиум-сегмент и цифровизацию, формируя новую модель конкуренции и сотрудничества между местными и международными игроками. Фото tirechina.net Китайские производители шин, ранее боровшиеся за долю на внутреннем рынке, теперь активно выходят на глобальный уровень. В 2024 году объём инвестиций шинных компаний КНР в расширение своих производственных мощностей превысил 30 миллиардов юаней, было запущено более 20 новых предприятий, суммарной мощностью 93 миллиона легковых и 8 миллионов грузовых шин в год. Крупные компании, такие как ZC Rubber (бренды Goodride и Westlake) и Sailun, расширяют производство в провинциях Шаньдунь, Цзянсу и других регионах, укрепляя свои позиции на внутреннем рынке. Кроме того, после исключения шинной промышленности из списка «энергоёмких и высокозагрязняющих» отраслей в провинции Шаньдунь начался бум новых проектов по производству шин, а политика замены устаревших мощностей ускорила консолидацию рынка. Чтобы обойти торговые барьеры в США и Европе, китайские компании активно переносят производство за рубеж, создавая цепочки поставок по схеме «Китай + Юго-Восточная Азия + Европа/Америка». В 2024 году китайские компании открыли 19 новых предприятий по производству шин за рубежом общей мощностью 80 миллионов шин в год. Объем инвестиций в строительство этих заводов превысил 30 миллиардов юаней. При этом большая часть китайских инвестиций приходится на Индонезию, Вьетнам и Мексику. Например, компания Sailun развивает свои проекты в Мексике и Индонезии, а первая очередь завода ZC Rubber в Индонезии уже вышла на годовой объём продаж в 5,2 миллиарда юаней. Фото tirechina.net Аналитики отмечают, что этот рост отражает как модернизацию шинной отрасли Китая, так и её глобальную конкуренцию. В 2024 году производство шин в Китае достигло 1,18 миллиарда единиц (рост по сравнению с предыдущим годом составил 9,2 процента), а экспорт – 680 миллионов, что составляет около 30 процентов мирового рынка. Представленные в Китае иностранные шинные бренды, сталкиваясь с ростом конкуренции со стороны местных производителей и бумом электромобилей, переходят к стратегии «премиализации». Так, французский Michelin инвестировал 300 миллионов юаней в переход своего завода в Шэньяне (провинция Ляонин) на производство легковых шин, а японская компания Bridgestone закрыла свой завод там же, вложив 562 миллиона юаней в производство премиальных шин в Уси (провинция Цзянсу). Технологии и интеграция в цепочку поставок для электромобилей стали ключевыми инструментами иностранных игроков на китайском рынке шин. Yokohama вложила 3,642 миллиарда юаней в свою «умную» фабрику годовой мощностью 14 миллионов шин в Ханчжоу (провинция Чжэцзян), а Michelin инвестирует в китайские стартапы, связанные с интеллектуальной мобильностью. Кроме того, иностранные шинные бренды активно сотрудничают с китайскими автопроизводителями: Michelin поставляет шины для заводской комплектации электрических седанов NIO ET7, а Bridgestone стала партнёром китайского производителя гибридных электромобилей Li Auto. Фото tirechina.net Расширение мощностей по производству шин в Китае – это не только этап модернизации, но и стратегический прорыв в глобальной конкуренции. Иностранные шинные компании пока сохраняют свои преимущества, делая ставку на премиум-сегмент и автомобили на новых источниках энергии. В будущем, когда эффект масштаба исчерпает себя, конкуренция сместится в сторону консолидации внутри Китая, экспансии за рубежом и технологической гонки. Ключевыми факторами успеха станут цифровизация и «зелёные» технологии. Конечная цель – не просто наращивание объёмов, а переход от «Made in China» (Сделано в Китае) к «Created in China» (Создано в Китае), который отражает эволюцию китайской промышленности – от массового производства к инновациям и глобальному лидерству в технологиях.
Китайские производители шин прорываются на глобальный рынок на фоне расширения мощностей
18
Апр