Каждый год появляется хотя бы один шинный тест, который заставляет задуматься о том, как авторы пришли к своим выводам. В этом году такой чести удостоился сравнительный тест, проведенный французской группой UTAC, которая специализирующаяся на испытаниях, сертификации и технической экспертизе в автомобильной промышленности, для шведской газеты Aftonbladet. Всего было протестировано 14 моделей шин (10 летних и 4 всесезонных по европейским стандартам) в размере 225/45R17: – Pirelli Cinturato P7 C2; – Continental PremiumContact 7; – Nokian Hakka Blue 3; – Goodyear Eagle F1 Asymmetric 6; – Hankook Ventus Prime 4; – Falken Ziex ZE320; – Bridgestone Turanza 6; – Michelin Primacy 5; – Vredestein Ultrac; – Nordman South; – Pirelli Cinturato All Season SF3; – Bridgestone Turanza All Season 6; – Continental AllSeasonContact 2; – Goodyear Vector 4Seasons Gen-3. Немного предыстории: поскольку Aftonbladet – скандинавское издание, эксперты UTAC сосредоточились на проверке характеристик шин в холодную погоду. Однако в процессе тестирования были сделаны любопытные заявления и получено несколько очень неожиданных результатов. Во-первых, Goodyear Eagle F1 Asymmetric 6 – шина, которая никогда прежде не показывала плохих результатов, – в этом тесте выступила крайне слабо. По мнению тестировщиков, она приемлема в теплую погоду, но резко теряет эффективность при похолодании. Во-вторых, тестировщики назвали Goodyear Vector 4Season Gen-3 «американской всепогодной шиной». Американские всесезонные шины действительно можно считать «всепогодными», но они не имеют маркировки 3PMSF и плохо подходят для зимы. Goodyear Vector 4Season Gen-3 не продается в Америке – это европейская всесезонная шина с маркировкой 3PMSF, это совершенно другой класс продукции. В-третьих, само включение всесезонных шин в тест спорно, поскольку они не предназначены для скандинавского рынка. Возможно, их рассматривали как альтернативу летним шинам, но уж точно не как вариант для круглогодичного использования в этом регионе. Данные испытания выделяются из общей массы тестированием при разных температурах, но жаль, что тестировщики не опубликовали более подробных данных. Когда тесты проводились при различных температурах, результаты усредняли, предоставляя лишь средние показатели. Было бы крайне интересно увидеть, как меняются характеристики шин при разной температуре. Главный вопрос, конечно, что случилось с Asymmetric 6. Ниже представлены результаты теста. ИСПЫТАНИЯ НА СУХОЙ ДОРОГЕ Результаты торможения на сухом покрытии полностью соответствовали оценкам управляемости: летние шины демонстрировали значительно более короткий тормозной путь. Разница оказалась особенно впечатляющей: лучшие летние модели (Pirelli Cinturato P7 C2 и Continental PremiumContact 7) останавливались со 100 км/ч всего за 34,2 метра, тогда как худшей всесезонной шине (Goodyear Vector 4Seasons Gen-3) потребовалось 40,8 метра – разница в 6,6 метра (16,2%), что может стать критичным в аварийной ситуации. Испытания на управляемость на сухой дороге проводились в еще более широком температурном диапазоне: тесты на треке Pirelli Vizzola при летних 20-30°C сравнивались с контролируемыми испытаниями на крытом треке при значительно более низких температурах. Continental PremiumContact 7 единолично возглавила протокол по субъективным оценкам, получив максимальные 10 баллов за исключительную точность рулевого управления и отличное сцепление при любых температурах. Большинство летних шин сгруппировались вокруг высоких оценок в 9 баллов, подтверждая свою оптимизацию для таких условий. Всесезонные шины продемонстрировали явные компромиссы в управляемости: Bridgestone Turanza All Season 6 и Goodyear Vector 4Seasons Gen-3 получили наихудшие оценки (7 баллов). Тестеры отметили, что всесезонные модели ощущались заметно мягче, с запоздалой реакцией на рулевое управление и более ранним возникновением недостаточной поворачиваемости по сравнению с летними аналогами. Этот дефицит производительности сохранялся при всех температурах, но становился еще более очевидным в теплых условиях. ИСПЫТАНИЯ НА МОКРОЙ ДОРОГЕ В отличие от традиционных тестов, проводимых в стандартных условиях, в данном тесте оценивались характеристики шин при различных температурных режимах, что позволило получить более полное представление об их поведении в реальных дорожных условиях. Тормозные испытания на мокром асфальте проводились не только при +17°C на испытательном треке Pirelli в Италии, но и при температурах +2°C, +7°C и +12°C в закрытом комплексе Test World в Финляндии. Полученные результаты были усреднены. Такой инновационный подход выявил важные особенности поведения шин, которые остались бы незамеченными при традиционном тестировании в единообразных условиях. При температуре +12°C летние и всесезонные шины демонстрировали сопоставимые тормозные характеристики. Однако при повышении температуры до +17°C летние шины получали существенное преимущество, сокращая тормозной путь в среднем на три метра. Наиболее неожиданные результаты были получены в нижнем температурном диапазоне. При +2°C на мокром асфальте всесезонные шины значительно превзошли летние аналоги, останавливаясь при торможении с 80 км/ч на 6,5 метра раньше. Это преимущество представляет собой критически важный фактор безопасности для водителей в северных регионах, где подобные температуры нередки даже в летние месяцы. По усредненным результатам, лучшие показатели торможения на мокрой поверхности продемонстрировала Michelin Primacy 5 с результатом 33 метра. Немного уступили ей Pirelli Cinturato P7 C2 (33,1 м) и Nokian Hakka Blue 3 (33,2 м). Эти премиальные летние шины подтвердили свою способность сохранять стабильные характеристики в различных температурных условиях. Среди всесезонных моделей достойные результаты показали Bridgestone Turanza All Season 6 (33,5 м) и Pirelli Cinturato All Season SF3 (33,8 м). Их температурная специализация полностью оправдывает данное испытателями прозвище «осенне-весенние шины». На другом конце таблицы оказалась модель Vredestein Ultrac, которой для полной остановки требовалось 36,5 метра – на целых 3,5 метра (или 9,6%) больше, чем лидеру теста Michelin. Такая разница может стать решающей в аварийной ситуации, что подчеркивает важность выбора шин в соответствии с типичными условиями эксплуатации. Испытания на управляемость на мокрой дороге при различных температурах предоставили наиболее показательные данные о различиях между специализированными летними и всесезонными шинами. Температурный диапазон во время тестирования на мокром треке составлял от +7°C до +14°C, что, по замечанию экспертов, является «к сожалению, вполне типичным температурным режимом для летнего периода в скандинавских регионах». Летние шины в целом продемонстрировали превосходные характеристики управляемости на мокрой дороге при умеренных и теплых температурах. Модели Pirelli Cinturato P7 C2 и Continental PremiumContact 7 показали наилучшее время прохождения круга – 75,5 секунды, тогда как Nokian Hakka Blue 3 немного уступила с результатом 76,5 секунды. Эти летние шины обеспечивали четкую обратную связь и предсказуемое поведение на пределе сцепления. В отличие от них, всесезонные шины показали заметно более слабые результаты в управляемости, заняв нижние позиции в рейтинге. Continental AllSeasonContact 2 показала наихудшее время – 79 секунд, отстав от лидеров на 3,5 секунды (4,4%). Этот разрыв в производительности еще более увеличивается при повышении температуры, хотя всесезонные модели демонстрируют улучшенные показатели при температурах, приближающихся к нулевой отметке. Было отмечено, что летние шины обеспечивают лучшую точность рулевого управления и высокое боковое сцепление в поворотах, тогда как всесезонные аналоги ощущались более мягкими с постепенной потерей сцепления, демонстрируя меньший потенциал. Continental PremiumContact 7 и Michelin Primacy 5 получили максимальные 10 баллов за исключительный баланс производительности и предсказуемости на мокрой дороге. В отличие от некоторых других показателей, где различия между шинами могут быть незначительными, устойчивость к аквапланированию продемонстрировала радикальные отличия между лучшими и худшими моделями. Michelin Primacy 5 показала выдающуюся способность к отводу воды, сохраняя контакт с дорожным покрытием до скорости 79,4 км/ч. Vredestein Ultrac заняла второе место с достойным результатом 78,6 км/ч, тогда как Continental PremiumContact 7 и Goodyear Eagle F1 Asymmetric 6 показали одинаковый результат – 78,0 км/ч. Всесезонные шины в целом продемонстрировали тревожную слабость в сопротивлении аквапланированию, причем три из четырех моделей заняли последние места в рейтинге. Goodyear Vector 4Seasons Gen-3 теряла сцепление уже при 73,2 км/ч – на 6,2 км/ч (8,5%) меньше, чем у лидирующей модели от Michelin. Continental AllSeasonContact 2 показала результат лишь немного лучше – 73,4 км/ч. КОМФОРТ Оценка уровня шума шин проводилась с использованием качественного подхода, имитирующего восприятие шума водителем и пассажирами. Вместо исключительно технических замеров, два эксперта – один на месте водителя, второй на заднем сиденье – оценивали, как громкость, так и тембральные характеристики шума на различных типах дорожного покрытия. Испытатели отметили, что, хотя инструментальные измерения могут количественно определить уровень децибел, человеческое ухо остается «непревзойденным измерительным инструментом» для оценки степени раздражающего или приятного воздействия различных звуковых характеристик шин. Такой подход учитывает, что две шины с одинаковыми показателями децибел могут создавать совершенно разное субъективное восприятие из-за различий в частотных характеристиках и качестве звука. Bridgestone Turanza 6, Michelin Primacy 5 и Falken ZIEX ZE320 получили максимальные 10 баллов за тихую и комфортную работу. Continental AllSeasonContact 2 также заслужила высшие оценки, демонстрируя, что всесезонная конструкция может обеспечивать преимущества в комфорте, даже жертвуя другими характеристиками. ЭКОНОМИЧНОСТЬ Следует отметить, что эксперты отметили летнюю шину Bridgestone как лучшую по этому показателю, а для остальных шин показали процентное увеличение расхода топлива. Методика расчета или исходные данные не были предоставлены, поэтому значение сопротивления качению Bridgestone в этом размере было взято из другого теста, а затем рассчитаны остальные значения, что может привести к некоторым неточностям. РЕЗУЛЬТАТЫ
Эксперты UTAC провели совместный тест летних и всесезонных шин
07
Июл