В своих шинных тестах автожурналы обычно стремятся использовать максимально популярные типоразмеры, чтобы охватить как можно больше читателей. Но не в этот раз. Эксперты немецкого журнала Sport Auto решили сделать подарок водителям динамичных моделей BMW M и выбрали для своего нового сравнительного теста летние спортивные шины для смешанной комплектации в размерах 275/35R19 для передней оси и 285/30R20 для задней. Представляем список моделей, принявших участие в испытаниях: – Continental SportContact 7; – Michelin Pilot Sport 4S; – Falken Azenis RS 820; – Pirelli P Zero (PZ4). К классической схеме с разными шинами – узкими спереди и широкими сзади – все давно привыкли. Однако использование более широких шин на задней оси, которые к тому же устанавливаются на колесные диски большего диаметра, встречается крайне редко. С завода такая компоновка предлагается, например, на некоторых моделях BMW M, а также на Porsche 911 или Chevrolet Corvette. Но какие технические причины стоят за этим решением? Во-первых, в спортивных автомобилях ведущей является задняя ось. Во-вторых, для таких машин важно иметь низкий и сбалансированный центр тяжести. В-третьих, ведущая задняя ось требует большего сцепления и запаса боковой устойчивости по сравнению с передней, которая отвечает только за управление и торможение. Для этого необходима большая площадь контакта с дорогой. Этого можно было бы достичь за счет значительного увеличения окружности колеса. Однако такой вариант неприемлем, так как внешний вид автомобиля, имеющего сходство с трактором, так и существенно возросшее сопротивление качению противоречат визуальной и реальной динамике спорткара. Остается увеличивать ширину шин. Хотя момент сопротивления вращению при этом тоже возрастает, но не в такой степени. Кроме того, площадь контакта шины с дорогой увеличивается в первую очередь по ширине, что улучшает сцепление в поворотах и, как следствие, устойчивость задней оси. Большинство автомобилей с разными шинами спереди и сзади стараются сохранить одинаковую длину окружности колес, несмотря на разницу в размерах покрышек. Это связано как с эстетическими соображениями, так и с необходимостью учитывать вопрос запасного колеса. Если, например, установить запаску с неподходящей длиной окружности, это сначала нарушит работу ABS, а затем и других систем стабилизации, что недопустимо. Проблемы также возникают, когда автомобиль, помимо заднеприводной версии, предлагается и в полноприводном варианте. Сохранить одинаковую длину окружности при разной ширине шин на многих спортивных автомобилях можно за счет грамотного подбора ширины покрышки и соответствующего уменьшения высоты профиля сзади. Почему же тогда используются колеса большего диаметра – примерно на 2,5 сантиметра? Возьмем, к примеру, шину размером 275/35R19: расчетная высота ее боковины составляет около 96 мм. Если задняя шина должна быть шире – скажем, 285/35R19 при том же 19-дюймовом диске – высота боковины увеличится до 100 мм. Само по себе это не критично, но длина окружности возрастет более чем на один процент, что может вызвать сбои в работе электронных систем. Альтернативные варианты с еще большей шириной шин неприменимы из-за риска возникновения недостаточной поворачиваемости и ограниченного пространства в задних колесных арках. Это подводит к четвертому аспекту безопасности – управляемости. Слишком высокая боковина задней шины при вхождении в поворот замедляет формирование поперечных сил, что делает поведение автомобиля менее четким, спортивным и устойчивым. Идеальное сочетание: 19 дюймов спереди и 20 дюймов сзади Таким образом, множество факторов свидетельствует в пользу 20-дюймовых колес на задней оси. Инженерам BMW M удалось добиться исключительно сбалансированной и эффективной с точки зрения динамики настройки для серийных моделей. В новейших автомобилях серий M2, M3 и M4 с завода устанавливаются OE-шины (Original Equipment), помеченные звездочкой и разработанные специально для этих моделей. Помимо модели Michelin Pilot Sport 4S (PS4S), которая также доступна в более универсальной версии (без звездочки), в базовой комплектации используется Pirelli P Zero (PZ4) с маркировкой в виде «звездочки». Примечательно, что в данной размерной комбинации Pirelli поставляется исключительно как для заводской комплектации. В данном тесте именно она была принята за эталонный образец, с которым сравнивались три доступных на вторичном рынке на момент испытаний варианта шин для оснащения BMW M3/M4. Действительно, выбор шин в комбинации 19/20 дюймов для линейки BMW M2, M3 и M4 невелик, а доступные альтернативы, особенно бюджетные, встречаются редко. Вместо комплекта Pirelli стоимостью около 1300 евро можно рассмотреть другие проверенные бренды. Наиболее доступным вариантом является новая Falken Azenis RS 820, стоимость которой составляет примерно 910 евро за комплект. Немного дороже обойдётся относительно недавно выпущенная Continental SportContact 7 – около 1070 евро. На верхней границе ценового диапазона находится уже упомянутая Michelin Pilot Sport 4S (не OE-версия) за 1360 евро. Возникает вопрос: почему сменные шины сравниваются с шиной оригинальной комплектации? Ответ прост. OE-шины разрабатываются совместно с автомобилем и, как правило, окончательно утверждаются более чем за год до выхода модели на рынок. Согласно требованиям автопроизводителя, их конструкция должна оставаться неизменной как минимум пять лет, а зачастую и значительно дольше. Между тем, сменные шины регулярно обновляются, и не секрет, что они зачастую оснащаются более современными компаундами и технологиями. Кроме того, они не связаны строгими нормами по износостойкости и сопротивлению качению, которые предъявляют автопроизводители, что позволяет сосредоточиться на спортивных характеристиках и безопасности. Таким образом, с ростом срока эксплуатации автомобиля разумнее рассматривать замену OE-шин на более современные аналоги, а не строго придерживаться оригинальных вариантов. Четыре модели в сравнении Различия становятся особенно очевидными уже при анализе базовых параметров шин. Повышенная твёрдость резиновой смеси оригинальной Pirelli свидетельствует о том, что от этой шины требуются высокая износостойкость и длительный срок службы – и на практике P Zero действительно соответствует этим ожиданиям. Однако у каждого преимущества есть обратная сторона: более жёсткий состав проявляет слабые места при торможении на мокром асфальте. Так, тормозной путь со скорости 80 км/ч на мокрой дороге у Pirelli оказывается на целых 8 метров длиннее, чем у лучшей в этой дисциплине Continental SportContact 7 (29,1 метра). Michelin PS4S с результатом 30,7 метра уступает «немке» 1,6 метра, а Falken RS 820 с показателем 32,8 метров проигрывает лидеру 3,7 метра. На сухом асфальте различия в составе резины и конструкции протектора проявляются менее заметно: разрыв между лучшим и худшим результатом составляет всего 1,2 метра. Рейтинг остаётся неизменным: Continental лидирует, за ней следуют Michelin, Falken и Pirelli. Прежде чем перейти к анализу поведения на сухой трассе, обратим внимание на краткие оценки показателей на мокрой дороге. Pirelli, несмотря на слабоватое торможение и узкий рабочий диапазон с резкой реакцией на сброс газа в быстрых поворотах, в целом уверенно держит мокрое покрытие и устойчива к аквапланированию. Michelin демонстрирует сопоставимый уровень сцепления в поворотах, но требует более аккуратного управления на извилистых участках. Она позволяет развивать высокие скорости при входе в вираж, однако при выходе на границу сцепления может неожиданно сорваться в скольжение – особенно при попадании в лужи, провоцирующие аквапланирование. Меньше всего сюрпризов преподнесли Falken и Continental. Японская шина (произведённая в Турции), хоть и уступает в уровне сцепления на мокрой дороге, ведёт себя предсказуемо. Что же касается Continental, то ее точность, выдающееся сцепление и устойчивость к аквапланированию на мокром покрытии не вызывают сомнений. Теперь переходим к испытаниям на сухих трассах. Специальные полигоны позволяют оценить комфорт качения шин, измерить уровень внешнего шума, а также проверить реакцию на рулевое управление и устойчивость автомобиля при перестроении. На 1,7-километровой ровной трассе, помимо фиксации времени круга, анализируется поведение рулевого управления (склонность к избыточной или недостаточной поворачиваемости) и реакция шин в критических режимах. Но и это не всё. Чтобы выяснить, на что способны спортивные шины под экстремальной нагрузкой, эксперты-тестировщики вывели их на гоночную трассу: 3743 метра идеально ровного асфальта, проложенного по склону каталонского холма – десять левых и четыре правых поворота. Трасса Circuit d’Alcarràs испытывает на прочность всё: и 480-сильный BMW M4 Coupé с механической коробкой передач, и установленные на нём шины. Готовность к гонке Доступная по цене модель Falken демонстрирует вполне приемлемое поведение на загородных дорогах, однако на автомагистральных скоростях задняя ось начинает проявлять некоторую неустойчивость. На гоночной трассе этот комплект быстро достигает своих пределов – разница в реакции передней и задней осей при входе в поворот создаёт дисбаланс. Удержать идеальную траекторию с этими шинами достаточно сложно. Заводская Pirelli для BMW привлекает безопасным, предсказуемым поведением с выраженной склонностью к недостаточной поворачиваемости, что прощает многие ошибки пилотирования. Однако для быстрой езды она требует значительных усилий на руле. Недостаточно чёткая реакция на рулевое управление и слабая обратная связь лишают M4 характерной лёгкости, существенно ограничивая ее выдающийся динамический потенциал. Справилась ли Michelin лучше? Французская шина также делает ставку на безопасность – благодаря лёгкой тенденции к недостаточной поворачиваемости M4 остаётся легко управляемой даже для менее опытных водителей, демонстрируя отличную устойчивость в поворотах и позволяя показывать быстрые времена прохождения круга. И хотя Michelin показала лучшее время круга, ей не хватает той динамичности, точности и предсказуемости, которые демонстрирует Continental. Немецкий производитель шин заслуженно одержал победу в этом тесте – не только благодаря безупречным результатам на мокром покрытии, но и значительно более низкому расходу топлива, что стало приятным бонусом к его выдающимся характеристикам на трассе d’Alcarràs. Итоги Как проводилось тестирование Для обеспечения максимальной точности и достоверности результатов все испытания, по возможности, проводятся многократно. Используется прогрессивная система оценки, которая учитывает, как объективные данные, полученные с помощью измерительных приборов, так и субъективные оценки опытных тест-пилотов. При оценке поведения шин на сухой и мокрой дороге, а также на кольцевой трассе, сбалансированное и безопасное управление автомобилем приводит к наивысшим оценкам. Тесты на аквапланирование демонстрируют реакцию шин, например, при проезде через глубокие колеи. Скорость, при которой начинается всплытие, или максимальная поперечная устойчивость при движении по воде позволяют оценить запас безопасности шин. Сопротивление качению, влияющее на расход топлива, измеряется, по возможности, на двух разных роликовых стендах. Результаты усредняются и учитываются при оценке. Основой для этой части тестирования служит европейское законодательство о маркировке шин, регламентирующее соответствующие стандарты. Для долгосрочного подтверждения результатов тестируемые шины обычно сравниваются с образцами, приобретенными дополнительно, в ходе выборочных повторных испытаний. Основное внимание уделяется трем лучшим моделям теста, а также шинам с аномально высокой производительностью или необычным износом. Однако в данном тесте повторные испытания не проводились из-за небольшого количества участниц и стабильно воспроизводимых результатов.
Эксперты Sport Auto провели испытания для летних спортивных шин смешанной комплектации
20
Июн