Новости из мира шин и дисков

Эксперты польского журнала Motor сравнили производительность летних и зимних шин в разных условиях

То, что летние шины плохо справляются с зимними условиями, вряд ли требует дополнительных доказательств. Однако стоит ознакомиться с шинным тестом от польского автожурнала Motor, чтобы осознать масштаб потенциальных рисков. Казалось бы, никто не сомневается в необходимости замены летних шин на зимние или использования всесезонной резины в холодное время года. Во многих странах законодательство обязывает водителей соблюдать это правило, запрещая эксплуатацию летних шин в зимний сезон. Однако в некоторых странах законодательство до сих пор не регулирует этот вопрос должным образом и разрешает использование летних шин круглый год. Шины, законы и здравый смысл На дорогах по-прежнему немало водителей, которые предпочитают не менять шины и ездить зимой на летней резине. Одни делают это из экономии, другие – по небрежности или из-за нехватки времени. Достаточно взглянуть на шины автомобилей, припаркованных у торговых центров. Не нужно долго искать, чтобы обнаружить машины на летней резине. Более того, зачастую это дорогие автомобили, например, крупные внедорожники, владельцы которых нередко убеждены, что полный привод и современные электронные системы способны заменить специализированные шины. Две великолепные модели шин Чтобы наглядно продемонстрировать различия между летними и зимними шинами, эксперты польского журнала Motor провели специальный тест. В нём они сравнили летнюю шину известного производителя премиум-класса с победителем проводившегося ранее теста зимних шин – моделью Continental WinterContact TS870, представляющей собой образец высококачественной зимней резины. Обе шины имели размер 225/45R17. Измерения проводились в рамках тестирования зимних шин. Испытания на снегу проходили в Швеции, а тесты на мокром и сухом асфальте – в Германии. Кроме того, в лабораторных условиях были определены показатели сопротивления качению для обеих шин. Смертельная опасность Во время тестирования зимних шин в первую очередь проводятся замеры на снегу, поскольку они не влияют на износ протектора. И именно результаты испытаний в зимних условиях развеивают все сомнения. Летняя шина не справилась ни с одним испытанием. Резина, из которой изготовлен протектор летней шины, на морозе стала чрезвычайно жёсткой, а рисунок протектора оказался совершенно неэффективным. Автомобиль, оснащённый летними шинами, испытывал проблемы с тягой и торможением на снегу, а прохождение поворотов требовало значительного снижения скорости. Даже в условиях закрытого испытательного полигона перемещение такого автомобиля между измерительными участками было серьёзно затруднено. Страшно представить, какую опасность представляет машина с летней резиной на дороге общего пользования. Неожиданные результаты испытаний Тесты на сухом асфальте дали неожиданные результаты, поскольку вопреки ожиданиям летняя шина одержала победу не во всех дисциплинах. В то же время на мокрой поверхности летняя шина превзошла конкурентку во всех испытаниях. Однако следует учитывать, что тестирование проводилось при температуре около 10°C. При приближении к 0°C итоговая картина несомненно изменилась бы. Результаты тестов на сухой дороге Торможение со скорости 100 км/ч При торможении на сухой дороге летняя шина демонстрирует значительно лучшие показатели. В данном случае автомобиль на зимних шинах при экстренном торможении со скорости 100 км/ч остановился на 10 метров позже по сравнению с таким же торможением на летней резине. Отметим, что тесты на сухом асфальте проводились в апреле при температуре ниже 10°C. Управляемость на сухой дороге Спортивное прохождение извилистой трассы с сухим асфальтовым покрытием на время – это дисциплина, как будто созданная для летних шин. Даже при низких температурах, на трассе летняя резина прогревается и обеспечивает лучшее сцепление с дорогой. Она превосходит зимнюю шину по ходовым характеристикам, точности управления и устойчивости. В то же время зимняя резина предлагает более высокий уровень комфорта. Шумность Измерения шума, производимого проезжающим автомобилем, проводились на сертифицированной измерительной площадке. Автомобиль прокатывался по ней с выключенным двигателем на скорости 50 км/ч. Результаты испытаний оказались неожиданными – автомобиль на зимней резине создавал шума почти на 1,5 децибела меньше, чем машина с летними шинами. Сопротивление качению Лабораторные измерения сопротивления качению обеих шин также принесли неожиданные результаты. Оказалось, что зимняя шина продемонстрировала более низкий коэффициент сопротивления качению по сравнению с летней. Это свидетельствует о том, что благодаря технологическому прогрессу современные зимние шины способны сочетать высокий уровень безопасности на мокром асфальте и снегу с низким сопротивлением качению. Результаты тестов на мокрой дороге Поперечное аквапланирование При прохождении измерительного участка, представляющего собой покрытый водой поворот (глубина 5 мм), фиксировалось максимальное достижимое боковое ускорение автомобиля. Результат представляет собой среднее значение измерений для скоростей в диапазоне 60-90 км/ч, увеличивавшихся на 5 км/ч с каждым проездом. Обе шины показали сопоставимые результаты. Боковая устойчивость Во время испытания тест-пилот двигается с максимально возможной скоростью по круговой трассе диаметром 57,5 метров, которая постоянно увлажняется. Измерительное оборудование в автомобиле фиксирует перегрузки. Летняя шина продемонстрировала лучшую боковую устойчивость в этих условиях, однако результат зимней шины также оказался на очень высоком уровне. Тестирование проводилось при температуре около 10°C. Управляемость на мокрой дороге Задача водителя-испытателя заключалась в максимально быстром прохождении мокрой трассы длиной 1823 метров, где результат представляет собой среднее время нескольких кругов. Летняя шина показала лучшее время, однако следует учитывать, что испытания проводились при температуре около 10°C. Важно отметить, что с понижением температуры эксплуатационные характеристики летней шины на мокрой дороге ухудшаются, и тогда ситуация кардинально меняется. Торможение со скорости 100 км/ч Результат представляет собой среднее значение семи попыток экстренного торможения на сертифицированной трассе с увлажнённым асфальтовым покрытием, после исключения крайних показателей. При температуре около 10°C летняя шина справилась с торможением со скорости 100 км/ч значительно лучше, чем зимняя. Тормозной путь на летних шинах оказался на 10 с лишним метров короче, чем на зимних. Результаты тестов на снегу Сила тяги Измерялась сила тяги, создаваемая шинами при разгоне автомобиля с отключенной антипробуксовочной системой (ASR) при проскальзывании шин в диапазоне от 10 до 60 процентов. Зимняя шина демонстрирует превосходные показатели, тогда как результат летней шины совершенно неприемлем. Жёсткий протектор без ламелей полностью дискредитирует летнюю резину. Достаточно небольшого подъёма, чтобы автомобиль вообще не смог тронуться с места. Разгон до 20 км/ч В этом испытании измерялось расстояние, необходимое для разгона автомобиля до скорости 20 км/ч. Система ASR тестового автомобиля была активирована, а колёса не допускали пробуксовки. Здесь также разница между характеристиками зимних и летних шин оказалась колоссальной. Автомобилю на летней резине для достижения заданной скорости потребовалось расстояние более чем в три раза больше. Управляемость на снегу Результат представляет собой время прохождения извилистой трассы длиной 1250 метров, покрытой утрамбованным снегом. Опытному тест-пилоту на автомобиле с зимними шинами удалось преодолеть эту дистанцию менее чем за 80 секунд, со средней скоростью около 57 км/ч. В случае с летними шинами средняя скорость составила лишь 26 км/ч, что означает необходимость почти 3 минут для прохождения трассы. Торможение на снегу Тест на экстренное торможение на снегу проводился со скорости 40 км/ч. Автомобиль на летних шинах остановился почти на 50 метров позже, чем тот же автомобиль, оснащённый зимними шинами. Если предположить, что оба автомобиля тормозили бы со скорости 100 км/ч, то в момент остановки машины с зимней резиной автомобиль с летними шинами всё ещё двигался бы со скоростью свыше 80 км/ч. Итоги Резюме Если по поводу преимущества летних шин на сухом асфальте, а при более высоких температурах и на мокром покрытии ещё можно дискутировать, то результаты испытаний на снегу не оставляют никаких сомнений. Летняя шина совершенно не пригодна для эксплуатации в зимних условиях и представляет в таких условиях крайнюю опасность.