По мнению редакции автомобильного журнала «5 Колесо», в настоящее время российских перевозчиков больше всего беспокоят дефицит и высокая стоимость грузовых шин. Неудивительно, что тема шинного рынка стала ключевой на онлайн-конференции Cordiant «Механизмы повышения эффективности автопарков в новых условиях». Фото 5koleso.ru Уход с российского рынка западных брендов в сегменте премиум-класса замещается объемами покрышек среднего и бюджетного классов, где доминируют отечественные и китайские производители. Однако по части сервисной составляющей далеко не все производители из КНР смогут предложить продукты, аналогичные российским, предостерегают эксперты. Как это влияет на объемы продаж? По итогам 9 месяцев текущего года рынок грузовых шин вырос на 9 процентов относительно показателя прошлого года, при этом в сегменте цельнометаллокордных шин – на 14 процентов. Стратегический аналитик АО «Кордиант» Лилия Ахметова считает, что динамика связана в основном с первым, не столь утяжеленным санкциями кварталом, а также с тем, что в августе – сентябре было завезено шин больше по отношению к 2021 году. Наибольший рост показывают сегменты В (шины среднего класса) и С (бюджетные покрышки). Премиальный сегмент А ушел в минус на 64 процента, что связано с прекращением поставок в Россию. И получается, что премиум-класс, который всегда занимал в России объем продаж от 18 до 20 процентов, остается с долей всего лишь 6 процентов. «Мы предполагаем, что его заменят российские ( Cordiant Professional, Kama Tyres), а также китайские бренды», – отмечает аналитик. Условные лидеры сегмента В – это упомянутые Cordiant и Kama, а также линейка Aeolus Neo Fuel S, которая обеспечивает экономию топлива при движении по магистрали. В сегменте С лидером является Tyrex и то огромное количество разнообразных китайских брендов, которое завезли в Россию за 9 месяцев этого года. Cordiant прогнозирует, что по итогам 2022 года показатели рынка не упадут ниже уровня прошлого года. Доля е-commerce в общем обороте розницы по итогам 2021 года в России достигла 9,2%. Фото 5koleso.ru «2021 год был достаточно успешным для всей отечественной индустрии, включая сферу грузовых перевозок, – считает Лилия Ахметова. -Хотя поначалу, опираясь на сложную обстановку, прогноз шинного рынка в реалистичном сценарии составлял минус 12 процентов. Так что сейчас все движется по оптимистичному курсу». Говоря об импорте грузовых шин, эксперт упоминает прекращение поставок из Европы и делает вывод, что количественно – но не качественно – её заменили азиатские страны. За 9 месяцев Россия импортировала из стран Азии 1,7 миллиона шин для грузовиков. В частности, из Таиланда ввезено 201 тысяча шин, из Вьетнама – 136 тысяч. Основную часть поставок (1,4 миллиона) обеспечил Китай, а столь большое количество китайских брендов фиксировалось только в 2014 году до введения антидемпинговых пошлин. Снижение по Китаю отмечалось только в июне (минус 11 процентов) из-за карантина. Фото 5koleso.ru Уход с рынка европейцев безусловно положительно скажется на российских производителях, потому что крупные отечественные перевозчики, которые ранее предпочитали премиум-сегмент, теперь будут искать стабильных поставщиков, коими могут быть только производители из России. И в условиях повсеместной неопределенности гарантии могут давать только они, а это имеет первостепенное значение в выборе поставщика. Также аналитики Cordiant считают, что по части технических характеристик, качества и сервисной составляющей далеко не все производители из КНР смогут предложить продукты, аналогичные российским. Помимо всего прочего, китайские шинники не являются стабильными. Их активность и устойчивость присутствия напрямую зависят от курса рубля, волатильность которого до сих пор остается очень высокой. Никто не исключает, и это вполне реальное предположение, утверждает Лилия Ахметова, что некоторые китайские производители тоже могут присоединяться к санкциям, например, в обмен на то, чтобы построить какой-нибудь крупный завод по производству грузовых шин в США. Нестабильность поставок китайцев четко выявила присущие им проблемы с логистикой, а недавний карантин в крупных промышленных центрах КНР очень наглядно подтвердил это, негативно повлияв на последние поставки в Россию. Вспомним, что и в 2021 году при глобальном дефиците шин китайцы не спешили с наращиванием объема поставок в нашу страну, а были больше сконцентрированы на своих внутренних рынках, а также на более маржинальных направлениях, таких как США, Европа и страны Персидского залива. Доставка остается важным конкурентным преимуществом большинства поставщиков. Фото 5koleso.ru Cordiant и Нижнекамский шинный завод являются крупнейшими отечественными производителями шин и единственными производителями грузовых ЦМК-шин в России. В 2021 году все заводы работали на полную мощность, чтобы внести вклад в борьбу со сложившимся дефицитом шинной продукции. На сегодняшний день в деловом портфеле Cordiant два инвестиционных проекта: – увеличение мощностей по производству ЦМК-шин на Ярославском шинном заводе, проект уже реализуется; – увеличение производства комбинированных шин, которое проводится на производственных площадках Омского шинного завода, также входящего в состав холдинга. Рынок перевозок, а значит, и шин, растет, хотя экономическая ситуация неоднозначная. Во многом этому росту способствует онлайн-торговля. В начале года прогнозировался 16‑процентный рост e-commerce, но уже сейчас прогноз скорректирован до показателя +43 процента. Онлайн-заказы приходят даже в такие сегменты, как тяжелая техника и стройматериалы. Из-за невозможности банковских транзакций закупки на зарубежных электронных площадках практически сведены к нулю. Наблюдается развитие параллельного импорта, к которому активно подключаются все новые российские онлайн-порталы. Механизм ввоза в страну продукции без согласия правообладателя реализуется со скрипом, но тем не менее работа в этом направлении ведется основательная. Доставка остается важным конкурентным преимуществом большинства поставщиков. Отечественные перевозчики, которые ранее предпочитали премиум-сегмент, теперь будут искать стабильных поставщиков, коими могут быть только производители из России. Фото 5koleso.ru С самого начала геополитического кризиса в России началось укрепление логистической кооперации. Стали формироваться новые транспортные коридоры, такие, например, как Европа – Турция – Азербайджан – Дагестан. Значительно возросло значение восточного направления. Движение товаров из Китая напрямую и через Казахстан увеличилось. По мнению российских экспертов, транспортный коридор Север – Юг должен стать ключевым элементом транспортной системы Евразии в условиях формирования новой логистики. МТК Север – Юг связывает наиболее короткими маршрутами страны ЕАЭС, Южную Азию, Восточную Африку и Ближний Восток. Три маршрута этого коридора – Западный (через Азербайджан), Восточный (через Казахстан и Туркмению) и Транскаспийский (через морские порты Каспия) обеспечат требуемые резервы пропускной способности. Восточный маршрут частично пролегает через Узбекистан. До границ республики будет доходить автодорога Шалкар – Бозой – Узбекистан. Этот проект расширит транспортные связи по стыкующимся направлениям коридоров Восток – Запад и Север – Юг, что в обозримом будущем повысит скорость перемещения грузов по всем маршрутам. Поэтому, как считают перевозчики, на востоке страны работать в данный момент выгоднее: «Логистические цепочки меняются, транспортное плечо увеличивается, растет километраж. Правда, качество некоторых дорог еще оставляет желать лучшего». Сейчас ситуация начинает стабилизироваться, и расценки на перевозки возвращаются к уровню второго полугодия 2021 года. Возросли объемы перевозок по таким направлениям, как ДНР, ЛНР, Армения, Турция, Грузия, Азербайджан и Китай. В общем и целом, даже добавилось работы для небольших перевозчиков. По части технических характеристик, качества и сервисной составляющей далеко не все производители из КНР смогут предложить продукты, аналогичные российским. Фото 5koleso.ru Дополнительно хочется отметить ключевой проект России – Международный транспортный коридор Европа – Западный Китай. Работы здесь ведутся круглосуточно. Правительство РФ в июле этого года сообщило, что рассматривается возможность продления трассы до Омска и Новосибирска с возможностью выхода на границы с Китаем и Монголией. По сути, будет реализован транснациональный коридор почти в 7 тысяч км. Три этапа трассы Европа – Западный Китай (дорога Москва – Казань – Екатеринбург) могут быть запущены уже к концу 2022 года, сообщил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин на встрече с президентом России Владимиром Путиным. Вице-премьер также сообщил, что на пятилетнюю программу строительства дорог выделено 13,2 триллиона рублей. Из-за сегодняшних реалий по многим направлениям бюджет сокращается, но статья относительно дорог пока «неприкосновенна». Производство грузовых ЦМК и комбинированных шин в РФ по итогам 9 мес. 2022 года. Фото 5koleso.ru Фото 5koleso.ru Кроме развития онлайн-торговли и автодорожной сети, необходимо сказать про строительный сектор. За последние месяцы из-за известных событий он немного притормозил, сыграла роль и неожиданная мобилизация. Но все уверены, что совсем скоро все это закончится и новые территории нужно будет восстанавливать. А строительство, в том числе и дорог, логично ведет к увеличению и усилению всех позиций отечественного автопрома. Сейчас быстрыми темпами начало развиваться производство легковых автомобилей, к ним подтягиваются и все остальные отрасли по производству коммерческой автомобильной техники. Подводить итоги года еще рано, но, ориентируясь на прозвучавшие логичные комментарии и приведенные статистические показатели экспертов-практиков, прямых участников рынка, можно с уверенностью сказать, что транспортно-логистическая отрасль России, несмотря на крайне неблагоприятную для экономического развития геополитическую ситуацию, в настоящее время с успехом преодолевает экстремальные трудности, а по некоторым показателям даже превосходит пессимистичные прогнозы прошлого года.
Эксперты отмечают рост на российском рынке грузоперевозок и грузовых шин
07
Дек