Новости из мира шин и дисков

Эксперты из Auto Motor und Sport испытали вседорожные шины на разных покрытиях

Все согласятся с тем, что вседорожные шины с агрессивным рисунком протектора выглядят круто. Особенно, если они дополнены рельефными боковинами и не менее броскими рельефными или контрастными надписями. А если они еще и установлены на высоком полноприводном внедорожнике, пикапе или фургоне, или, на худой конец, на мощном и массивном кроссовере, – кажется, уже ничто не сможет сдержать проходимость автомобиля и авантюрный дух его экипажа в условиях легкого бездорожья. Почему только легкого? Все просто: для тяжелого бездорожья или глубокой грязи существуют куда более агрессивные грязевые шины – M/T (Mud-Terrain). Они отлично продираются через джунгли, но совершенно не пригодны для асфальта из-за своего «тракторного» протектора. Вседорожные же шины A/T (All-Terrain), как следует из названия, должны справляться одинаково хорошо с любыми поверхностями. В редакции немецкого автожурнала Auto Motor und Sport решили выяснить, так ли это на самом деле и есть ли существенные различия между шинами разных брендов. С этой целью они провели сравнительный тест актуальных моделей вседорожных шин в размере 255/55R18, который широко используется на крупных кроссоверах, внедорожниках и пикапах. Вседорожные шины разрабатывались и создавались для внедорожников и пикапов, которые используются в качестве рабочих лошадок на фермах, в основном в Северной и Южной Америке, а также на африканском континенте. В связи с этим, механические требования к протектору таких шин довольно просты. Помимо сцепления на асфальте, в перечень требуемых характеристик входит хорошая тяга на всех «внедорожных покрытиях» – то есть на всех неукрепленных поверхностях: в грязи, на траве и песке, возможно, на снегу. Кроме того, шина должна быть устойчива к механическим повреждениям, например, при наезде на камни или другие препятствия. А еще она должна служить как можно дольше, обладая высокой износостойкостью. По сути, это все. Критерии же, имеющие решающее значение для эксплуатации на дорогах общего пользования, – такие как короткий тормозной путь или безопасное поведение в поворотах на мокрой и сухой дороге – при разработке многих вседорожных шин отошли на второй план из-за технологического конфликта целей. Проще говоря, инженеры не могут создать шину, которая будет одновременно исключительно прочной и долговечной в тяжелых внедорожных условиях (что требует жесткой резиновой смеси и агрессивного протектора) и обеспечит высочайшее сцепление и безопасность на асфальте (что требует мягкой, цепкой резиновой смеси и особого рисунка протектора). При создании вседорожных шин приоритет был отдан внедорожным характеристикам и прочности, что неизбежно привело к значительным компромиссам в безопасности на дороге. При такой явной ориентации протектора на внедорожные качества, на асфальте не может быть и речи о спортивных характеристиках. Однако максимально возможное сцепление означает не только спортивную динамику, но и наивысший уровень активной безопасности – причем на всех покрытиях, имеющих значение в повседневной жизни, и особенно на асфальте. Выбор агрессивного внедорожного протектора – это сознательный отказ от части этого сцепления и, следовательно, безопасности в повседневных дорожных условиях ради потенциальных возможностей на бездорожье. Этот сравнительный тест призван показать, как всесезонные вседорожные шины находят компромисс между бездорожьем и асфальтом, как справляется с задачами вседорожная шина, оптимизированная для лета, и не окажется ли лучшей альтернативой SUV-шина, в большей степени рассчитанная на использование на дорогах общего пользования. Итак, в испытаниях приняли участие пять всесезонных вседорожных шин – все с маркировкой 3PMSF, что позволяет на законных основаниях использовать их в зимних условиях: – BFGoodrich All-Terrain T/A KO2; – Bridgestone Dueler A/T002; – Falken Wildpeak A/T AT3 W/A; – General Grabber AT3; – Loder AT1. Но это еще не всё. Чтобы увидеть, какими преимуществами может обладать современная чисто летняя вседорожная шина, в тесте также участвует новая модель Goodyear Wrangler All-Terrain Adventure. А в качестве представителя летних SUV-шин, оптимизированных для асфальта, в испытании приняла участие модель Continental CrossContact H/T. ИСПЫТАНИЯ НА РАЗНЫХ ПОКРЫТИЯХ Помимо стандартных тестов на мокром и сухом асфальте, в этом тесте – и это логично – шины в основном проверяли на рыхлых и скользких поверхностях. Журналисты Auto Motor und Sport исследовали тягу, торможение и управляемость на мелком рыхлом гравии. Испытания на разгон проводились на грунтовых дорогах, а также проверялись тяга и трогание с места на разбитых, грязевых участках. В качестве других покрытий также рассматривались песок и знаменитый мокрый луг. Однако, как показал предыдущий опыт, на песке ни состав резиновой смеси, ни рисунок протектора вседорожных шин не оказывают существенного влияния на тягу. Зато они влияют на направление движения: для наилучшего продвижения вперед на песке практически идеальной была бы шина почти без протектора с максимально возможной площадью контакта при минимальном давлении. Шины с агрессивным рисунком протектором и большим количеством грунтозацепов имеют тенденцию менять направление движения автомобиля с «вперед» на «вниз» – они быстро закапываются. Особенно это проявляется, когда автомобиль, как большинство современных внедорожников и кроссоверов, не имеет постоянного полного привода, а механическая блокировка межосевого и межколесного дифференциалов еще не включена. Что касается мокрого луга, то здесь все решает тип почвы под травяным покровом. Если грунт мягкий, крупные грунтозацепы протектора могут за него зацепиться, и результат по тяге будет аналогичен показателю на мягкой земле. Если же почва относительно твердая, определяющими факторами хорошей тяги на примятой траве будут количество кромок сцепления и эластичность резиновой смеси протектора. По наблюдениям тестировщиков, значения тяги на траве, аналогичны результатам торможения на мокрой дороге, которое можно точнее измерить на искусственно орошаемых поверхностях, чем на натуральном газоне. Если на лугу с мягким грунтом пойти на больший «ущерб полю» и позволить колесам буксовать, чтобы выбраться, то значения тяги, в свою очередь, будут соответствовать сцеплению на грязных грунтовых дорогах. Это небольшое отступление проясняет: измеримые различия между вседорожными шинами на таких поверхностях – при значительном разбросе – настолько незначительны, что качественное и справедливое ранжирование продуктов невозможно, и тестировщики решили отказаться от него также из-за дублирования характеристик. Напротив, хорошие, воспроизводимые результаты дают испытания на тягу и торможение на мелком гравии. Для этого на специально подготовленной гравийной трассе многократно выполняются торможения и разгоны. Различные коэффициенты трения трассы нивелируются за счет десятикратного повторения и вычисления среднего результата. Время разгона или торможения измеряется и оценивается в секундах. Поскольку по таким гравийным покрытиям часто ездят со скоростью, значительно превышающей пешеходную, здесь также важны активная безопасность шин, их боковое сцепление и управляемость. Чтобы зафиксировать различия в сцеплении, тестировщики замеряют время прохождения круга на извилистой гравийной трассе и фиксируют свои субъективные впечатления от вождения. Это испытание, естественно, проводили не на жестком пикапе Toyota Hilux, а на кроссовере VW Atlas – американской версии Tiguan, на который такие крупные шины подходят без проблем. Поведение различных шин на грунтовых дорогах оценивается с помощью теста на трогание на подъеме. Из времени, которое тестовый автомобиль тратит на первые десять метров, когда водитель оптимально, но плавно нажимает на педаль газа, измерительная электроника рассчитывает значение ускорения, которое, в свою очередь, позволяет сделать вывод о силе сцепления при старте. Самый сложный тест – это определение тяги в грязи. Для получения достоверных результатов необходимо предварительно подготовить грунтовую трассу длиной около 150 метров: ее многократно вспахивают и поливают с помощью сельскохозяйственной техники. Задача – максимально равномерно разрыхлить и увлажнить поверхностный слой почвы. Одна только подготовка трассы занимает более 14 дней. Затем опытный тестовый пилот на полноприводном Toyota Hilux с заблокированными дифференциалами пытается, действуя очень аккуратно, оптимально тронуться с места и разогнаться в глубоких грязевых колеях. Измеряется время от старта до достижения скорости 25 км/ч. Этот тест проводится несколько раз на разных участках трассы, а для итогового результата вычисляется среднее значение. Процедура тестирования, включая смену колес и мойку автомобиля, отнимает много времени. Таким образом, за один день можно оценить всего три, максимум четыре комплекта шин. Быстрее проходят стандартизированные тесты для оценки качеств шин на мокром и сухом асфальте. На искусственно и равномерно орошаемых трассах проходит проверка устойчивости шин к аквапланированию, измеряется как тормозной путь, так и силы бокового сцепления. Кроме того, тестировщиков интересует поведение шин на мокрой от дождя дороге на пределе сцепления. а поскольку путешествовать все предпочитают в солнечную погоду, также проверяются ключевые характеристики безопасности на сухих дорогах с помощью испытаний на торможение, объезд препятствий и управляемость. Но и этого мало. Поскольку от вседорожной шины для круглогодичного использования ожидают, что она будет пригодна к эксплуатации и в зимних условиях, эксперты из Auto Motor und Sport весной провели соответствующие испытания в Скандинавии. Однако там они тщательно проверяли только шины, имеющие маркировку 3PMSF и, следовательно, допущенные для зимнего использования. Торможение, тяга, боковое сцепление и управляемость – словом, всё, что входит в полноценный тест зимних шин. ОБЗОР ХАРАКТЕРИСТИК Начнем с внедорожных показателей. На грязевой трассе пять всесезонных шин демонстрируют довольно схожие результаты. Среди них уровень тяги выше среднего у Falken Wildpeak, а вот у Bridgestone, наоборот, оказывается немного ниже среднего. Если добавить к сравнению летние всесезонные шины, то Goodyear Wrangler показывает измеримо лучшее сцепление в грязи, чем любые всесезонные шины. А на ориентированных на асфальт Continental, напротив, в таких скользких условиях полагаться не стоит. Более четкие различия между моделями выявляют испытания на гравии. Здесь «цепкая» Falken с лучшими показателями тяги и бокового сцепления заметно выделяется на фоне конкуренток. BFGoodrich (почти спортивная в управлении) и Bridgestone находятся рядом, тогда как General, Goodyear и Loder отстают. На укатанных грунтовых дорогах особенно хорошо разгоняется Goodyear, в то время как Bridgestone и Falken немного отстают по тяге. Тот факт, что квази-дорожная шина Continental CrossContact H/T во всех внедорожных испытаниях с трудом находит общий язык с бездорожьем, вполне объясним, учитывая рисунок протектора и конструкцию шины. На асфальте ситуация обратная. Continental CrossContact H/T лидирует во всех дисциплинах и обеспечивает самое безопасное поведение на дороге с большим отрывом. Несмотря на слабые показатели вне асфальта, в общем зачете с учетом 10-процентной внедорожной составляющей она получает оценку «очень хорошо». При тех же условиях Bridgestone и Falken завершают испытания с оценкой «хорошо», а General и Goodyear достигают, по крайней мере, удовлетворительного результата. Loder, отличающаяся особо высокой грузоподъемностью, и брутальная, но невыносимо громкая BFGoodrich категорически не рекомендуются для использования на асфальте, и тем более в дождь. Из-за очень слабого сцепления они представляют собой реальный риск для безопасности. А как насчет зимних возможностей вседорожных шин, имеющих маркировку в виде снежинки на фоне трех горных пиков? Естественно, что Continental и Goodyear не принимают участие в сравнении, так как не имеют сертификата на использование в зимних условиях. Превосходную зимнюю производительность в этом тесте демонстрирует Loder AT1, которая в дисциплинах на снегу располагается даже перед цепкой BFGoodrich All-Terrain T/A KO2 и показывающей схожий зимний результат General. С приличной тягой и достойным торможением Falken также является хорошим выбором, если не учитывать его слабую динамику на снегу. А вот Bridgestone Dueler All-Terrain A/T002 можно рекомендовать только при очень редких контактах со снегом. Так какая же вседорожная шина является лучшей? Для преимущественно дорожного использования летом речь может идти только о Falken Wildpeak AT 3, которая набирает наибольшую сумму баллов по всем покрытиям, но конечно, на общем низком уровне, характерном для вседорожных шин. Если же шина должна полноценно использоваться и зимой, то ничто не может сравниться с General Grabber AT3. Но каждый, кто выбирает вседорожную шину, должен отдавать себе отчет в следующем: стандартные летние или всесезонные шины могут выглядеть скучнее и не такими авантюрными. Но на асфальте они ведут себя в любой момент гораздо безопаснее, а благодаря меньшему расходу топлива, они значительно экологичнее. МЕТОДИКА ТЕСТИРОВАНИЯ Для обеспечения максимальной точности и достоверности результатов, все испытания в рамках данного теста, по возможности, проводились неоднократно. Применялась прогрессивная система оценки, которая учитывает, как объективные данные, полученные с помощью измерительных приборов, так и субъективные оценки опытных тест-пилотов. При оценке управляемости на мокрой и сухой дороге высший балл получало сбалансированное, безопасное поведение шины, соответствующее ожиданиям целевой аудитории. Общая оценка в этом тесте рассчитывается на основе взвешенных отдельных оценок (максимальный балл: 10). В данном тесте используются четыре различные оценочные шкалы. Весовые коэффициенты для разных условий использования (шоссе/бездорожье) представлены в таблице. Если шина набирает менее 6 баллов в одной из дисциплин, связанных с безопасностью (торможение, управляемость), ее общая оценка снижается на один полный балл. Влияющее на расход топлива сопротивление качению измерялось на роликовых стендах. Основой для оценки служит европейская система маркировки шин. РЕЗЮМЕ С рациональной точки зрения, существует множество аргументов против использования вседорожных шин на современных автомобилях категории SUV: – Высокий уровень шума качения; – Увеличенный более чем на 1 литр расход топлива; – Опасные длинные тормозные пути, особенно на мокрой дороге; – Плохое сцепление в поворотах; – Повышенный риск заноса. В пользу вседорожных шин почти нет разумных доводов. За исключением, пожалуй, двух: – Внешний вид, который намекает на приключения; – Несколько лучшая тяга и высокая прочность при поездках по бездорожью. Данный тест даёт возможность тем, кто непременно хочет вседорожные шины, выбрать модель, которая лучше всего подходит для их личного сценария использования. Однако тем, кого интересует только «крутой» внешний вид, следует добросовестно взвесить, стоят ли эти эстетические преимущества жертв в безопасности.