На что способны современные энергосберегающие шины? Требуют ли они компромиссов в плане безопасности и динамики управления? Ответ на эти вопросы должен дать сравнительный тест немецкого автожурнала Auto Motor und Sport для актуальных моделей летних шин, созданных с особым акцентом на устойчивое развитие. Участие в тестировании приняли шесть моделей летних 17-дюймовых шин, позиционируемых как экологичные: – Continental UltraContact NXT; – Falken e.Ziex; – Insa Turbo EcoEvolution; – Michelin e.Primacy; – Bridgestone Turanza 6; – Goodyear EfficientGrip Performance 2. В размере 215/55R17 они подходят для оснащения универсалов и компактных SUV с электрической или традиционной силовой установкой. Поскольку целью испытаний была оценка энергоэффективных и экологичных шин, в фокусе исследования оказались модели, соответствующие как минимум классу B по сопротивлению качению согласно обязательной маркировке ЕС. В число тестируемых образцов вошли экологически ориентированная модель Continental UltraContact NXT, новинка Bridgestone Turanza 6, известная низким сопротивлением качению Falken e.Ziex, проверенная временем Goodyear EfficientGrip Performance 2 и специально разработанная для электромобилей Michelin e.Primacy. Особый интерес представлял вопрос, могут ли восстановленные шины стать более экологичной и экономичной альтернативой новым шинам. Для проверки этой гипотезы в тест была включена единственная доступная на момент проведения испытаний модель данной категории в соответствующем типоразмере – восстановленная в Испании модель Insa Turbo EcoEvolution. Во все времена было четко определено, что должно уметь автомобильное колесо. В первые годы автомобилестроения, помимо надежности и устойчивости к проколам, ключевыми требованиями к шинам были износостойкость и, как следствие, долговечность. Однако начиная с 1950-х годов появились новые и все более строгие требования: высокое сцепление, устойчивость на высоких скоростях, надежное поведение на мокрой дороге, устойчивость к аквапланированию, возможность продолжать движение при повреждении, низкий уровень шума при качении и, наконец, низкое сопротивление качению для снижения расхода топлива. Сегодня разработчики шин сталкиваются с новыми серьезными вызовами. Во-первых, из-за крайне ограниченной энергоемкости аккумуляторов электромобилей по сравнению с их весом, требуется максимально снизить сопротивление качению, чтобы увеличить запас хода. Во-вторых, из-за тяжелых и высокомощных электродвигателей необходимо максимально повысить стойкость шин к износу шин, чтобы сократить количество микрочастиц авторезины в окружающей среде. В-третьих, шины должны производиться с минимальным расходом ресурсов, с использованием переработанных или возобновляемых материалов. Какие технологии применяются сегодня и требуют ли они компромиссов в безопасности, динамике и удовольствии от вождения? Эксперты из журнала Auto Motor und Sport постараются выяснить это в данном тесте. Технологии для повышения экологичности Что делает представленные в этом тесте шины экологичными? Компания Continental добивается устойчивого производства за счёт разумного сочетания переработанных материалов и возобновляемого сырья. Модель UltraContact NXT изготавливается преимущественно из натурального каучука, биогенного диоксида кремния (силики), полученного из золы рисовой шелухи, переработанных ПЭТ-бутылок и вторичной стали. За столь многочисленные инновации ей были начислены дополнительные баллы в рейтинге экологичности. Короткие логистические маршруты также получают премиальные баллы, причём их количество зависит от близости производства к немецкому рынку сбыта. Однако поскольку эти шины производятся не в Ганновере, а в Португалии, за повышенные углеродные выбросы при транспортировке с Continental снято три балла. Bridgestone, в отличие от Continental, делает акцент на повышенном пробега и улучшенной топливной/энергетической эффективности своей модели Turanza 6. Различные инновации в рисунке протектора, составе резиновой смеси и конструкции призваны повысить как производительность, так и экологичность шины. Производитель шин Falken заявляет о содержании до 29 процентов экологичных и переработанных материалов в модели e.Ziex. Чрезвычайно низкое сопротивление качению при сохранении хорошего сцепления на мокрой дороге должно способствовать снижению энергопотребления и, как следствие, уменьшению выбросов CO₂. Для сокращения логистического плеча эти шины японского бренда производятся не в Азии, а в Турции. Goodyear, подобно Bridgestone, определяет экологичность модели EfficientGrip Performance 2 через технологию увеличенного ресурса. Поскольку электромобили обычно тяжелее традиционных автомобилей, их шины изнашиваются быстрее. Благодаря технологии Mileage Plus новая шина Goodyear должна превзойти предшественницу на 50 процентов по пробегу. Дополнительный вклад в устойчивость обеспечивают оптимизация структуры, усовершенствованные составы смесей и улучшенная аэродинамика боковины. Michelin заявляет о полной углеродной нейтральности шин e.Primacy, выпускаемых в Германии. На дороге положительный эффект достигается за счёт экстремально низкого сопротивления качению, увеличенного ресурса и минимального износа протектора. Что касается восстановленной Insa Turbo EcoEvolution, то испанская компания специализируется на экологичной переработке и восстановлении б/у шин. Отобранные каркасы бывших в употреблении покрышек проходят механическую обработку, контроль качества и получают новые протектор и боковины методом горячей вулканизации. По завершении производственного цикла, как утверждает производитель, каждая шина проходит рентгенографический и визуальный контроль перед отправкой на склад. Технология восстановления шин в принципе считается высокоэкологичной и хорошо зарекомендовала себя в сегменте дорогостоящих грузовых шин. Насколько экологичны, динамичны и безопасны восстановленные легковые шины по сравнению с новыми аналогами – выяснится в ходе дальнейших испытаний. Тесты тоже должны быть экологичными Стремясь минимизировать углеродный след в ходе этого теста, дизельные автомобили заправляются биотопливом HVO 100, а бензиновые – синтетическим топливом. Да, это дорогостоящее решение, но оно позволяет использовать экологичное топливо даже в двигателях прежних поколений. Испытания на безопасность Главное качество любой шины – способность остановить автомобиль на минимальной дистанции. Особенно критично это свойство проявляется на мокром асфальте. Для объективной оценки проводится серия контрольных торможений на специально увлажнённых участках. Тесты выполняются на идеально ровном покрытии с использованием направляющего рельсового механизма, гарантирующего абсолютную идентичность условий для каждой модели. Только такой методический подход позволяет достоверно выявить различия между лидирующими образцами, чьи показатели часто разделяют доли процента. Результаты теста на торможение на мокрой дороге Сравнение средних показателей торможения на мокрой дороге с 80 км/ч до полной остановки показывает, что три лидера – Continental, Falken и Goodyear – разделяют менее полуметра. Bridgestone уступает лидирующей Continental 1,2 метра. Michelin, оптимизированная для минимального сопротивления качению и износа, проигрывает 3,5 метра. Восстановленная шина Insa демонстрирует критически опасные показатели: автомобиль с этой резиной в момент остановки конкуренток ещё сохранял скорость 41 км/ч, полностью останавливаясь лишь через 11,1 дополнительных метра. Это абсолютно неприемлемо! Неутешительные результаты на сухой дороге При торможении со 100 км/ч на сухом асфальте лучший результат показывает Falken – 35,2 метра. Continental, Bridgestone и Goodyear группируются в диапазоне 36-37 метров, Michelin следует с показателем 37,8 метра, а Insa проезжает почти 42 метра. Разница в скорости в момент остановки между Falken и Insa составляет около 40 км/ч! Вне зависимости от дорожных условий, использование восстановленных шин требует либо молниеносной реакции водителя, либо значительного увеличения дистанции торможения. Лидеры тестирования Несмотря на небольшое отставание в мокром торможении, Goodyear с ее превосходным сцеплением в поворотах, устойчивостью к аквапланированию и точностью управления на мокрой дороге немного опережает Bridgestone. На сухом покрытии Continental и Falken демонстрируют наилучшие характеристики. Michelin выделяется исключительным комфортом, низким уровнем шума и экономичностью, а также предсказуемым поведением в экстремальных ситуациях. Для электромобилей она становится оптимальным выбором благодаря максимальному запасу хода и тихой работе. Восстановленные шины: экология без безопасности Хотя производство восстановленных шин действительно требует меньше ресурсов, их показатели безопасности оказываются неприемлемо низкими. Insa Turbo EcoEvolution продемонстрировала нестабильное поведение, высокий уровень шума, непредсказуемую управляемость и повышенное сопротивление качению, что увеличивает расход топлива на 10 процентов. Кроме того, шина не прошла высокоскоростные испытания по стандарту Volkswagen, получив оценку «неудовлетворительно». Итоговая таблица результатов Выбор экспертов Michelin e.Primacy признана лучшим выбором для тех, кто ценит эффективность и комфорт. Continental UltraContact NXT сочетает в себе безопасность, динамику и экологичность. Falken e.Ziex предлагает выдающиеся показатели безопасности при незначительных компромиссах в устойчивости. Восстановленные шины, несмотря на кажущуюся экологичность, остаются опасным вариантом, непригодным для безопасной эксплуатации. РЕЗЮМЕ Безопасность не терпит компромиссов. Устойчивое развитие – тоже. Безусловно, производство шин из переработанных материалов или возобновляемого сырья приветствуется. Также эксперты из Auto Motor und Sport поддерживали бы наличие безопасных, сертифицированных и, главное, технологически стабильных процессов восстановления протекторов для легковых шин – подобно тем, что уже давно существуют для грузовых. Однако до этого ещё далеко. Пока все экологичные шины производятся как новые. «Зелёные» шины должны соответствовать характеристикам «чёрных». Тем не менее, данный тест доказал, что уже сегодня возможно сочетание устойчивого развития, высокой производительности и безопасности на самом высоком уровне. Так держать!
Эксперты Auto Motor und Sport протестировали шесть17-дюймовых «зеленых» шин
17
Июн