Новости из мира шин и дисков

ЯШЗ отмечает свое 90‑летие

Ярославский шинный завод АО «Кордиант» в этом году отмечает свое 90‑летие. Решение о строительстве в Ярославле резино-асбестового комбината, в который входили в том числе шинный завод и кордная фабрика, было принято в 1928 году, а в 1932 году предприятие было запущено в эксплуатацию, сообщает сетевое издание «Компания». Интересно, что в СССР на тот момент отсутствовал опыт создания промпредприятий подобного масштаба, поэтому команда советских специалистов проходила стажировки у западных коллег. Фото yarwiki.ru К 1938 году производство шин вышло на проектную мощность – 3 035 395 штук в год. Это вывело региональное предприятие в мировые лидеры и сделало главным отраслевым центром страны. Позднее на этой площадке был открыт первый в шинной промышленности испытательный полигон. В Ярославле тестировали и производили шины для легковых и грузовых автомобилей, для авиационной и сельскохозяйственной техники, специальных автомобилей для бездорожья. Ярославские шинники – непосредственные участники транспортной эволюции. Именно они делали шины для первого в СССР троллейбуса, который производили на Ярославском автозаводе, и для первого двухэтажного троллейбуса, который начали делать еще в 1938 году. Здесь придумали и создали гигантские покрышки для 25‑тонного самосвала МАЗ-525 Минского автозавода, которые работали на больших стройках внутри страны и за границей, например, при возведении Асуанской плотины в Египте. Фото yarwiki.ru Инновации всегда были приоритетом ярославских шинников. Здесь в 1933 году под руководством ленинградского химика Сергея Лебедева начали работать с синтетическим каучуком, что позволило частично заменить натуральный, который было дорого покупать и сложно доставлять. При этом ученый предложил заменить нефть в качестве сырья для производства нового каучука этиловым спиртом, который в свою очередь получали из картофеля. Результат удивил иностранных коллег – впервые удалось запустить промышленное производство синтетического аналога. Качество покрышек, изготовленных с применением такого каучука, было проверено во время автопробега Москва-Каракумы-Москва в 1933 году, преимущественно по бездорожью. Инновационная находка позволила хотя бы частично избавиться от сырьевой зависимости для шинного производства. Тогда каучук, как и все импортные товары, покупали исключительно за золотые червонцы. А потребности зарождающейся промышленности росли: если в 1929 году импортировалось 12,8 тысячи тонн каучука, то в 1932 году – уже более 30 тысяч тонн. Фото yarwiki.ru Двадцать лет спустя именно на ЯШЗ впервые в СССР было запущено производство бескамерных шин для легендарного ГАЗ-320 «Победа». И о машине, и о бескамерных шинах тогда мечтал каждый автомобилист страны. Реальностью для граждан могли стать «Жигули», и самый массовый автомобиль СССР с 1968 года также обували ярославские шинники. В 1970‑х завод наладил выпуск шин со съемным протектором. Водители могли самостоятельно поменять износившийся протектор, что превращало покрышки в практически «вечные». Технологический поиск для повышения прочности и износостойкости шин в дальнейшем привел к запуску производства автомобильных покрышек на основе металлокорда. Фото yashz.ru Не останавливается исследовательская деятельность и сейчас. Чуть более 10 лет тому назад на ярославском заводе был открыт R&D-центр Cordiant. Научно-технический комплекс позволил объединить компетенции международных отраслевых исследовательских институтов и испытательных полигонов. Это источник технологической эволюции шинного бизнеса, что подтверждается многочисленными наградами: в 2011 году Cordiant стал обладателем премии Бренд года/EFFIE 2011 в категории «Авто-Мото», а в 2017 году был удостоен премии «Народная марка». В России бренд Cordiant самый массовый и известный среди отечественных. Как показали тесты издания «Авторевю», шины Cordiant Comfort 2 стабильно выдавали результаты лучше более именитых конкурентов, например, Pirelli или Bridgestone. Неплохо проявили себя шины Cordiant Sport 3 в сравнительном тесте белорусской версии Auto Bild. Фото yashz.ru Первая шина на ЯШЗ была выпущена 7 ноября 1932 года. В то время производственная мощность завода составляла 9 покрышек в минуту. Сегодня ярославская площадка шинного завода Cordiant производит 3 млн покрышек в год, чего удалось добиться благодаря полной автоматизации производства. С 2005 года Ярославский шинный завод входит в крупнейший в России объединенный шинный холдинг «Кордиант», который производит и поставляет более 200 различных типоразмеров и моделей легковых и легкогрузовых шин и около 90 моделей грузовых шин. Благодаря собственному научно-техническому центру Cordiant разрабатывает и использует самое передовое оборудование для производства российских шин. Фото yashz.ru Сегодня широкий ассортимент шинной продукции АО «Кордиант» занимает большую часть российского рынка: на конец 2021 года ее доля составляет по грузовым шинам – 50 процентов, по легковым – 8,3 процента, а по легкогрузовым – 14,5 процента. Ежегодно на площадках холдинга в Ярославле и Омске производится 8 миллионов шин. Эта продукция известна более чем в 50 странах мира, а маркировка «Сделано в России» становится лучшей рекомендацией: шины разработаны специально для российских условий, а это значит, что выдержат любые испытания.