По данным отраслевого журнала Tire Business, за последние 12 месяцев производители шин инвестировали в строительство новых и расширение мощностей действующих предприятий около 13 миллиардов долларов. Согласно отчету Global Tire Report, эта сумма инвестиций соответствует рекордной сумме, выделенной шинными компаниями на капитальные затраты в прошлом году. Фактический же объем инвестиций превышает 13 миллиардов долларов, поскольку не по всем проектам были раскрыты конкретные суммы. Фото tirechina.net Затраты включают планы по строительству и модернизации шинных заводов в Венгрии, Камбодже, Китае, Индии, Индонезии, Бразилии и США. В течение следующих четырех лет, по мере реализации этих проектов, годовая производственная мощность всех заводов увеличится более чем на 130 миллионов легковых шин, 9 миллионов шин для грузовиков и автобусов, в дополнение к десяткам тысяч тонн мощностей по производству OTR-шин. В 2024 году японская корпорация Bridgestone объявила о самых высоких капитальных затратах в 2,6 миллиарда долларов, что составляет 8,8 процентов от объемов ее продаж. В ближайшие годы Bridgestone будет активно инвестировать в модернизацию и расширение заводов в Индии и Японии, а также увеличит производство в США. За Bridgestone следуют Michelin и Continental с капитальными затратами в 2,4 миллиарда долларов каждая, причем немецкая компания выделила на шинное подразделение только 1,1 миллиарда долларов. Индийская Apollo Tyres инвестировала 1,8 миллиарда долларов, а капитальные затраты Goodyear составили 1,2 миллиарда долларов. С точки зрения доли капитальных затрат в продажах лидирует Apollo Tyres с долей 59 процентов, за ней следует иранская группа Barez Industrial с затратами в 168,6 миллиона долларов (42,2 процента от продаж) и финская компания Nokian Tyres с 373,3 миллиона долларов (27,1 процента). В целом, средние капитальные затраты в шинной промышленности составляют 11,7 процента от объема продаж, и первое место в отрасли по общему объему капитальных затрат занимает Bridgestone. Фото tirechina.net Инвестпроекты по расширению производственных мощностей, слияния и поглощения крупнейших шинных компаний Французская компания Michelin инвестировала 67 миллионов долларов в расширение мощностей по производству легковых шин на своем заводе в Тируваллуре (Индия). Компания также планирует вложить 36,8 миллиона долларов в преобразование своих заводов в Ольштыне (Польша) и Шэньяне (Китай) в базы по производству легковых шин. Кроме того, рассматривается возможность инвестирования 159 миллионов долларов в расширение завода в американском Лексингтоне (штат Южная Каролина). Bridgestone планирует инвестировать 85 миллионов долларов в течение пяти лет для увеличения мощностей завода в Пуне (Индия). К 2029 году годовая мощность этого предприятия увеличится на 1,1 миллиона шин, достигнув 13 миллионов. Также будет модернизирован завод в индийском Индоре для производства шин премиум-класса. В Японии Bridgestone планирует инвестировать 180 миллионов долларов до 2028 года для увеличения производства шин с большим посадочным диаметром на заводах в Хиконе, Тосу и Тотиги. Ежедневная мощность этих заводов увеличится на 3 000 шин, что на 3,5 процента больше текущей. Кроме того, к 2027 году планируется увеличить производство шин в США на 2 миллиона штук в год, в основном на заводах в Эйкене (штат Южная Каролина) и Уилсоне (штат Северная Каролина). Также рассматривается расширение мощностей заводов Bridgestone в Канаде и Мексике. Goodyear модернизирует оборудование на своем заводе в американском Лоутоне (штат Оклахома) для производства 10 миллионов «премиальных» шин в год. Дополнительные мощности будут ориентированы на выпуск шин для электромобилей и автономных транспортных средств и будут постепенно вводиться в эксплуатацию период с 2025 по 2026 год. Фото tirechina.net Continental расширяет производственные мощности на заводах в Таиланде и Индии и строит новый распределительный центр в США. В завод в тайском Районге планируется инвестировать 330 миллионов долларов, что увеличит годовую мощность предприятия на 3 миллиона шин. Завод в индийском Модапураме получит 12 миллионов долларов для увеличения мощностей по производству сверхвысокопроизводительных легковых и легкогрузовых шин премиум-класса. В американском Форт-Уэрте (штат Техас) будет построен распределительный центр стоимостью 69 миллионов долларов. В феврале этого года Hankook Tire провела церемонию закладки первого камня в рамках проекта расширения завода в Рацалмаше (Венгрия). Проект стоимостью 590 миллионов долларов, завершение которого ожидается в 2027 году, увеличит годовую мощность производства грузовых и автобусных шин на 800 000 единиц. На своем заводе в американском Кларксвилле (штат Теннесси) компания Hankook реализует проект расширения мощностей, о котором было объявлено в 2022 году с общим объемом инвестиций в 1,6 миллиарда долларов. После завершения проекта завод будет производить 10 миллионов легковых и легкогрузовых шин и 1 миллион грузовых ЦМК шин в год. Yokohama Rubber в феврале 2025 года завершила приобретение бизнеса OTR-шин у Goodyear за 905 миллионов долларов. Японский производитель также приобрел за 35 миллионов долларов простаивающий шинный завод в Дробета-Турну-Северин (Румыния). Ранее это предприятие принадлежало European Tyre Enterprise и выпускало до 25 000 OTR-шин в год. Кроме того, в декабре 2024 года Yokohama Rubber начала строительство «умного» шинного завода в китайском Ханчжоу (провинция Чжэцзян) стоимостью 483 миллиона долларов. После завершения строительства завод будет производить 14 миллионов легковых шин в год. Zhongce Rubber Group, шинная продукция которой известна в России под брендами Goodride и Westlake, за последние 12 месяцев запустила производство на новом заводе в Индонезии и расширила мощности на заводе в Таиланде. В октябре 2024 года в индонезийском Семаранге новый завод стоимостью 280 миллионов долларов начал производство грузовых и автобусных шин. При выходе на полную мощность предприятие будет производить 110 000 шин в месяц. В июне 2025 года завод Zhongce Rubber в Районге (Таиланд) начал производство цельнолитых шин. Ожидается, что в течение следующих 18 месяцев годовая производственная мощность достигнет 500 000 единиц. В настоящее время тайский завод имеет общую мощность 11 миллионов шин в год, включая шины для легковых автомобилей, грузовиков, автобусов, двухколесных транспортных средств, строительной и промышленной техники. Кроме того, к концу 2026 года Zhongce Rubber планирует построить завод стоимостью 500 миллионов долларов в Сальтильо (Мексика). После завершения строительства новое предприятие будет производить 13,5 миллиона легковых радиальных шин и 50 000 тонн внедорожных шин для спецтехники в год. В конце мая 2025 года Sailun Group начала пробное производство на новых заводах в Гуанахуато (Мексика) и Центральной Яве (Индонезия). Мексиканский завод стоимостью 240 миллионов долларов будет производить 6 миллионов легковых и легкогрузовых шин в год. Плановая мощность индонезийского завода стоимостью 250 миллионов долларов составляет 3 миллиона легковых и 600 000 автобусно-грузовых шин, а также 37 000 тонн OTR-шин в год. Эти два новых завода являются третьим и четвертым зарубежными предприятиями китайской компании. Кроме того, в июле 2025 года дочерняя компания Sailun (Shenyang) Tire заключила соглашение о приобретении за 37 миллионов долларов простаивающего завода Bridgestone по производству грузовых и автобусных шин в китайском Шэньяне. Завод имеет производственную мощность 1,7 миллиона TBR-шин в год. Фото tirechina.net Linglong Tire создает совместное предприятие с бразильской компанией XBRI Pneus для строительства шинного завода стоимостью 1,2 миллиарда долларов в Понта-Гроса (Бразилия). После завершения строительства завод будет производить 14,7 миллиона высокопроизводительных радиальных шин в год, включая 12 миллионов легковых шин, 2,4 миллиона грузовых и автобусных шин, 200 000 сельскохозяйственных и промышленных шин, а также 100 000 восстановленных грузовых шин. Одновременно компания Shandong Linglong Tire планирует инвестировать до 2030 года 640 миллионов долларов в расширение мощностей своего завода в Сербии, увеличив производство на 1,1 миллиона грузовых, автобусных, сельскохозяйственных и OTR-шин в год. В настоящее время завод в сербском Зренянине имеет мощность 12 миллионов легковых, 2,4 миллиона грузовых, 220 тысяч промышленных шин и 100 тысяч восстановленных шин в год. Индийская компания Apollo Tyres планирует инвестировать более 175 миллионов долларов в расширение мощностей заводов в Индии и Венгрии. Инвестиции в завод в венгерском Дьёндьёшалаше увеличат ежедневное производство легковых шин на 4 000 штук. Проект расширения венгерского завода будет завершен в марте 2026 года. Apollo Tyres также осуществит аналогичное расширение мощностей на аналогичную сумму на заводе в Ченнаи (Индия). Кроме того, индийский производитель шин открывает зимний испытательный центр в Финляндии, эксплуатация которого начнется в декабре этого года. Другая индийская компания CEAT Tire заключила соглашение с Michelin на приобретение у французской группы бренда Camso и двух заводов на Шри-Ланке за 225 миллионов долларов. Ланкийские предприятия производят диагональные шины и резиновые гусеницы для индустриальной техники. На данный момент сделка завершена. Новая компания American Tire Works (ATW), возглавляемая бывшими топ-менеджерами Nokian Tyres и Cooper Tire, планирует инвестировать 686 миллионов долларов в строительство шинного завода в США недалеко от Талсы (штат Оклахома). Завод будет производить 4,3 миллиона шин нижнего ценового сегмента для североамериканского рынка. Индийская шинная компания Balkrishna Industries Limited (BKT) планирует инвестировать более 400 миллионов долларов в укрепление своего бизнеса, включая расширение производства резиновых гусениц, увеличение производства технического углерода и запуск производства радиальных грузовых и легковых шин для индийского рынка. Турецкая Brisa Bridgestone Sabancı Lastik в 2024 году объявила о инвестициях в размере 24 миллионов долларов в модернизацию и обновление своего завода в Измите и 37,6 миллиона долларов в предприятие в Аксарае (оба – Турция). В настоящее время совокупная годовая производственная мощность этих заводов составляет 14,6 миллиона шин, которую компания планирует увеличить до 15,6 миллиона к 2026 году. Китайская Doublestar Group сотрудничает с крупнейшим дистрибьютором шин Алжира Sarl Hadj Larbi Pneumatique в совместном инвестпроекте по строительству нового шинного завода в этой североафриканской стране. 20 июня 2025 года руководители обеих компаний провели церемонию закладки первого камня в фундамент будущего предприятия, которое построят в Оране. Первоначальные инвестиции в проект составляют 250 миллионов долларов. После завершения строительства завод будет производить 6 миллионов легковых и 1 миллион грузовых и автобусных шин в год для местного рынка, Центральной Африки и Европы. Фото tirechina.net В августе 2024 года начал производство легковых шин новый завод Doublestar в Камбодже. Совместное предприятием китайского производителя шин и камбоджийской компании UBE Development стоимостью 210 миллионов долларов способно ежегодно производить 7 миллионов легковых шин и 1,5 миллиона шин для грузовиков и автобусов. Отметим, что этот завод является третьим третьей производственной базой Doublestar и первой за пределами Китая. Еще одна индийская шинная компания JK Tyre получила одобрение на финансирование в размере 100 миллионов долларов от Международной финансовой корпорации IFC, входящей в группу Всемирного банка. Из них 30 миллионов долларов будут использованы для расширения завода в индийском Банморе (штат Мадхья-Прадеш), чтобы увеличить производство легковых радиальных шин на 3,2 миллиона единиц в год, доведя годовую мощность завода до 15,5 миллиона шин. Оставшиеся 70 миллионов долларов будут направлены в дочернюю компанию Cavendish Industries для увеличения производства грузовых шин на заводе в Лаксаре (штат Уттаракханд) на 14 процентов до 2,25 миллиона единиц. Российская компания «Кордиант» в марте возобновила коммерческое производство шин на бывшем заводе Bridgestone в Ульяновске. Предприятие имеет годовую производственную мощность 2,4 миллиона легковых шин. Kumho Tire инвестирует 300 миллионов долларов в расширение завода во вьетнамской провинции Биньзыонг с целью увеличения производства легковых и легкогрузовых шин с 12,5 миллиона до 17 миллионов штук в год. Южнокорейская компания также выбирает место для строительства своего первого европейского завода в Польше, Португалии или Сербии. Бюджет проекта составляет около 735 миллионов долларов. Nexen Tire из Южной Кореи строит специализированный зимний испытательный центр в финском Ивало в 290 км к северу от Полярного круга. Компания не раскрыла объем инвестиций в этот проект. На заводе Nexen в Жатеце (Чехия) в 2024 году было завершено строительство второй очереди и начато коммерческое производство. Общие инвестиции в завод составили 973,8 миллиона долларов, а после ввода второй очереди годовая производственная мощность достигла 11 миллионов шин. Фото tirechina.net В марте финская Nokian Tyres начала поставки шин европейским клиентам с нового «завода с нулевыми выбросами» в румынском Ораде. Завод стоимостью 720 миллионов долларов произвел первую шину в июле 2024 года. В 2025 году мощность завода составит 1 миллион шин, а к 2027-2028 годам годовая мощность постепенно увеличится до 6 миллионов шин. Китайская Prinx Chengshan (бренд Fortune) инвестирует 380 миллионов долларов в строительство завода в Малайзии с планируемой мощностью 6 миллионов легковых радиальных шин и 600 тысяч грузовых шин в год. Компания также расширяет свои производственные мощности в Китае и Таиланде. Qingdao Sentury Tire запустила пробное производство на заводе в Марокко с инвестициями 490 миллионов долларов. Мощность завода в 2025 году составит 6-8 миллионов шин и достигнет 12 миллионов единиц после окончания второй фазы строительства. Yongsheng Rubber Group также планирует строительство завода в Марокко мощностью до 6 миллионов легковых шин в год, детали проекта пока не раскрываются. Американская Titan International инвестировала 4 миллиона долларов в бразильского производителя колесных дисков и 9 миллионов долларов в новые мощности в Италии и Турции. Российская компания «Влад-Гарант» из Владивостока планирует начать строительство завода по производству автомобильных шин в Приморском крае с инвестициями 110 миллионов долларов и запуском в 2027 году. Фото plastinfo.ru И, наконец, пакистанская компания Armstrong ZE в настоящее время ведет строительство завода с инвестициями 92 миллиона долларов и мощностью 1,4 миллиона легковых и легкогрузовых шин в год.
Инвестиции почти в триллион: глобальное расширение мощностей шинной промышленности
02
Сен