О климатических изменениях говорят не только метеорологи – всё более мягкие и малоснежные зимы доставляют головную боль и разработчикам шин. Без снега зимние шины, находясь на пике своего развития, постепенно теряют значение. В то же время конкуренция со стороны всесезонных шин становится всё сильнее. Редакция специализированного немецкого портала Die Reifentester попыталась найти и обозначить границы применения современных зимних шин, для чего подвергла испытаниям семь актуальных моделей фрикционных шин размерности 215/55R17, используя в качестве тестовых автомобилей популярные универсалы Volkswagen Passat Variant и Skoda Superb Combi. Долгое время высмеиваемые всесезонные шины в последние годы параллельно и почти незаметно созрели в очень серьёзных конкуренток фрикционных шин и нагло вторглись на территорию зимних пуристов (да и летних асов тоже). Сделаем глубокий вдох и сформулируем нынешнее, витающее в воздухе, мнение о сосуществовании зимних и всесезонных шин следующим образом: в по-настоящему зимних условиях зимние шины по-прежнему остаются эталоном. Всесезонные шины находятся на ступень ниже, поскольку они вынуждены справляться и с летним периодом. Однако при непродолжительных и мягких зимах всесезонки представляют собой вполне реальную альтернативу – пусть лишь в умеренных широтах, в более узких форматах и исключительно на малолитражных автомобилях. Таков расхожий стереотип. Результаты сравнительных тестов от Die Reifentester подтверждают этот мейнстрим: зимние шины раскрываются по-настоящему только на снегу при отрицательных температурах, чувствуя себя в своей стихии. Итак, в борьбу за звание «снежной королевы» в размере 215/55R17 вступили семь моделей нешипованных шин от именитых брендов: – Bridgestone Blizzak 6; – Continental WinterContact TS 870 P; – Goodyear UltraGrip Performance 3; – Michelin Alpin 7; – Nokian Snowproof 2; – Pirelli Cinturato Winter 2; – Vredestein Wintrac Pro+. Однако эта семёрка сражается не только между собой: в их схватку бесцеремонно врывается революционерка из стана всесезонных шин – известная своими высокими эксплуатационными характеристиками Goodyear Vector 4Seasons Gen 3, которая, впрочем, участвует вне конкурса, лишь для сравнения. Тесты по чисто зимним дисциплинам – а именно: по управляемости, торможению и тяге на снегу – проходили на невероятно огромном испытательном полигоне производителя шин Nokian Tyres в Ивало на северо-востоке Финляндии. Тестирование же по «летним» дисциплинам эксперты Die Reifentester проводили на недавно открывшемся испытательном полигоне Hakka Ring на безлюдном высокогорном плато в часе езды от Мадрида. ИСПЫТАНИЯ НА СНЕГУ Как же проявляют себя конкурентки при экстренном торможении с 50 км/ч до полной остановки на уплотненном, укатанном снежном покрытии? Короткий ответ: в целом хорошо, а в некоторых случаях даже очень хорошо. Разница между лидером, шиной Goodyear UltraGrip, показавшей тормозной путь в 24,94 метра и получившей оценку «очень хорошо», и шиной Bridgestone Blizzak, которой для остановки потребовалась «самая длинная» дистанция в 26,43 метра, составляет всего около 1,5 метра. В конечном счете, на скользкой поверхности это практически ничто. Что также радует: все участницы теста при торможении с ABS оставались послушно на своей траектории, необходимость в корректировке рулением практически отсутствовала. По этой причине тестировщики смогли всем поставить оценку «хорошо». Превосходный результат. И даже участвовавшая в испытании вне конкурса всесезонная шина Goodyear не стала исключением и встала в один ряд – пусть и в его конце – с чистыми зимними специалистками. Теперь обратное испытание: насколько сильно те же зимние шины могут разгоняться с места на той же скользкой трассе? Сила тяги указывается в ньютонах, а для наглядности, эксперты Die Reifentester также пересчитали её в килограммы. Это примерно имитирует трогание в гору на заснеженной дороге – только в воспроизводимых условиях. Система контроля тяги работала превосходно в гармонии с тестируемыми шинами, как на Volkswagen Passat Variant, так и на Skoda Superb Combi. Хотя различия здесь и несколько заметнее, чем при торможении, но и на этот раз все конкурентки также заслуживают оценки «хорошо», а одна – даже «очень хорошо». Да, это снова Goodyear UltraGrip, которая установила рекорд в 2614 ньютонов. Michelin заняла второе место с отставанием от лидера примерно на 100 ньютонов. Далее следует плотная группа. Nokian замыкает список со всё ещё внушительными 2391 ньютонами, даже немного уступив внеконкурсной всесезонке Goodyear 4Seasons. В отличие от управления на мокрой или, тем более, на сухой дороге, на снегу всё происходит при сравнительно невысоких скоростях. Но впечатления обманчивы: движение на пределе сцепления на снегу подобно хождению по лезвию бритвы. Ибо грань между ещё оставшимся сцеплением и заносом в повороте весьма узка. В принципе, хорошие современные зимние шины должны придавать водителю чувство уверенности – торможение, руление, ускорение в быстрой последовательности должны гарантировать минимально привычные реакции автомобиля. Однако у снега, как у среды, есть свои собственные представления о сцеплении и трении. Снег в зависимости от температуры и степени уплотнения порой очень значительно меняет свои свойства контакта: иногда он удивительно цепкий, почти липкий, а иногда – обледенело-скользкий и совершенно иной, чем накануне. Не случайно эта белая кристаллическая масса и по сей день остается предметом научных исследований. Все испытуемые шины в большей или меньшей степени склонны к недостаточной поворачиваемости при средних углах поворота руля – например, Continental, Bridgestone и особенно Michelin демонстрируют это свойство чуть более выраженно, что несколько снижает точность руления и при резких перебросах веса приводит к заносу задней оси. Системе ESP приходится основательно потрудиться, чтобы надежно «поймать» и стабилизировать автомобиль. Совершенно иначе ведет себя Goodyear, а с небольшими оговорками – и Pirelli: задняя ось остается значительно стабильнее, кроме того, автомобиль в целом сохраняет лучший баланс и остается в траектории при резком торможении. Vredestein не совсем достигает уровня Goodyear и Pirelli, но тем не менее обеспечивает приятную и плавную управляемость. Nokian по характеру похожа на Bridgestone – ей также не хватает определенной «собранности» на пределе, что выражается в некотором проседании бокового сцепления. А как же «аутсайдер» по имени Goodyear Vector 4Seasons G3? Она в определенной степени копирует поведение «настоящих» зимних шин, но не достигает высокого уровня зимней модели от того же бренда или уровня Pirelli. Тем не менее, она впечатляет уже тем, насколько уверенно держится в этой компании. Подводя итоги зимних испытаний в арктическом холодном Ивало, можно сказать: Goodyear Ultra Grip Performance 3 с результатом чуть более 800 баллов и единственной оценкой «очень хорошо» – настоящая королева снега. Вплотную за ней следуют с оценкой «хорошо» Pirelli, которая особенно отличилась в управляемости и торможении на снегу, а также Michelin, набравшая очки в торможении и испытаниях на тягу. Все остальные в целом также заслуживают оценки «хорошо», хотя у Bridgestone и Nokian с их 754 баллами результат оказался близок к минимальному порогу в 750 баллов. Лишь всесезонная шина Goodyear, несмотря на две хорошие оценки в отдельных дисциплинах, с общим результатом в 748 баллов смогла заработать на снегу только «удовлетворительно» – что, впрочем, для универсала среди зимних специалисток весьма впечатляюще. Это подтверждает вывод о том, что зимние характеристики всех протестированных шин удивительно стабильны и находятся на высоком уровне. ИСПЫТАНИЯ НА МОКРОЙ И СУХОЙ ДОРОГЕ Теперь перемещаемся из морозной Финляндии в ещё только предвесеннюю Испанию. К югу от Мадрида на довольно скудном высокогорном плато компания Nokian Tyres разместила свой ультрасовременный испытательный полигон, на котором созданы идеальные условия, чтобы проверить зимние шины на сухом и мокром покрытии. Первыми тестовыми дисциплинами становятся те, которые считаются главными для безопасности: торможение на мокром и сухом асфальте. Его, конечно же, должны безупречно выполнять и зимние специалистки, ведь густо заснеженные дороги к настоящему времени, по крайней мере в городах, стали скорее исключением. Поэтому тестировщики из Die Reifentester оценивают испытания на сухом и мокром покрытии по отношению к снежным тестам в пропорции 60 на 40 процентов. Начнем с торможения со 100 км/ч до полной остановки на сухом покрытии. Здесь с результатом 40,08 метра и с отрывом почти в метр лидирует Continental, за ней следуют Bridgestone, Goodyear и Michelin – все с оценкой «хорошо»! Pirelli, Nokian и Vredestein с остаточной скоростью более 20 км/ч по сравнению с лидером, довольствуются оценкой «удовлетворительно». А как же всесезонка Goodyear? Она с солидными 40,65 метра уверенно заняла бы второе место, если бы не участвовала вне зачёта. Браво! В целом же следует констатировать: зимние шины на сухом асфальте, как правило, тормозят на значительно более длинной дистанции, чем сравнимые с ними летние шины. Поэтому, независимо от стиля вождения, степени износа и температур, не имеет никакого смысла эксплуатировать зимние шины летом. Не случайно во многих странах действует запрет на использование зимних шин в летние месяцы. Вернёмся к тормозным испытаниям: теперь очередь мокрой дороги. Здесь все участницы теста показывают себя с наилучшей стороны: разница между лидером и аутсайдером составляет всего 1,5 метра. Это сравнительно немного. Лидером на мокрой дороге становится Bridgestone с результатом 29,99 метра при торможении с 80 км/ч до полной остановки. Continental показывает почти такой же результат, отставая всего на три сантиметра. Обе заслуживают оценки «очень хорошо». С некоторым отставанием следуют Vredestein, Nokian, Pirelli, Goodyear и Michelin, все они зарабатывают оценку «хорошо». Всесезонная одиночка размещается в середине протокола испытаний. Таким образом, все протестированные шины демонстрируют ровный и по-прежнему высокий уровень. А как соперницы ведут себя в тестах на управляемость на мокром и сухом покрытии? Обе трассы для проверки управляемости относятся к числу лучших в шинной индустрии: продуманная конфигурация сложных скоростных поворотов с резким перераспределением нагрузки. Точно, не для тех, кто не любит динамичное вождение. Начнём с управляемости на мокрой дороге. Если на заснеженной трассе Continental показала довольно неоднозначные результаты, то здесь она продемонстрировала, на что способен хорошо разработанный состав резиновой смеси для влажного покрытия. Очень похоже на летнюю шину, хотя и на более низком уровне сцепления, Continental ловко проходит повороты, быстро и точно реагирует на повороты руля, сохраняя устойчивость при торможении и обеспечивая высокий уровень управляемости – очень хорошо для зимней шины! Кто же смог приблизиться к этому высокому стандарту? И это – сюрприз! Vredestein, которая почти копирует характеристики Continental и получает оценку «хорошо», совсем немного уступая сопернице из Ганновера. Michelin оказывается во второй категории: она также радует равномерным нарастанием бокового сцепления, но типичная для Michelin ярко выраженная недостаточная поворачиваемость снижает маневренность и лишает француженку нескольких баллов в итоговой оценке баллов. Однако для оценки «хорошо» этого всё равно с лихвой хватает. К третьей категории тестировщики относят трио, в которое вошли Bridgestone, Goodyear и Pirelli. Всех их объединяет сочетание чрезмерно выраженной недостаточной поворачиваемости с определённой тенденцией к «заносу». Это означает, что после изменения нагрузки автомобиль чрезмерно легко входит в поворот. Инженеры-конструкторы автомобильных шасси называют это чрезмерным рысканием. Разумеется, система ESP нивелирует эту особенность, однако она позволяет сделать вывод о том, что управляемость не идеальна, особенно на пределе сцепления, то есть в ситуации, в которой обычный водитель оказывается довольно редко. Но в некоторых опасных ситуациях это проявляется. Вердикт по этой тройке «удовлетворительно». Фрикционка Nokian и всесезонка Goodyear на мокрой трассе управляемости очень похожи: они ведут себя несколько неровно, то проявляя легкую недостаточную поворачиваемость, то немного вынося заднюю часть за пределы трассы. У обеих шин срыв сцепления на мокрой дороге происходит слишком резко. Тем не менее, оценка «удовлетворительно» подтверждает, что эти шины соответствуют современному уровню, с небольшими оговорками. Поборолись с центробежной силой на мокрой дороге, а теперь переходим к управляемости на сухом покрытии. По самой своей природе эта дисциплина не является обязательной для зимних шин. Но она кое-что говорит о том, как поведёт себя зимняя шина, например, на сухом зимнем автобане при резком манёвре уклонения. Переходим к деталям. И опять нас ждут сюрпризы. При постоянной дневной температуре +9°C все тестовые шины ведут себя на удивление «по-летнему» – так что смена сезона для водителя сегодня больше не является проблемой. В частности, Continental и, наконец-то, Bridgestone, а также снова Vredestein блистают отзывчивостью на команды руля, приятным самовозвратом на траекторию, очень предсказуемым поведением на пределе и высокой стабильностью при торможении – все очень хорошо. Что ещё удивительнее: всесезонка Goodyear с оценкой «хорошо» заняла бы только второе место, если бы не участвовала вне конкурса. Goodyear номер два – собственно, зимняя шина – не в полной мере дотягивает до однобрендовой всесезонки, но, тем не менее, демонстрирует стабильно высокие оценки. Несколько выбивается из общего ряда Michelin: будучи изначально настроенной на недостаточную поворачиваемость, она не отличается особой готовностью к маневрированию в поворотах, а при смене нагрузки, в свою очередь, склонна к лёгкому сносу задней оси. Nokian, напротив, проявляет совершенно иной характер: если сначала она радует отточенной базовой управляемостью, то после нескольких кругов ее производительность несколько снижается – это не позволяет выставить оценку «хорошо». Pirelli, как ни парадоксально, ведёт себя с точностью до наоборот: если поначалу она едет несколько неровно и при сбросе газа заметно, хотя и не чрезмерно, пробуксовывает, то с каждым кругом ее слегка своенравное поведение стабилизируется. Создаётся впечатление, что прогревающаяся резина мотивирует ее и побуждает вести себя всё более сбалансированно! Однако эксперты Die Reifentester не могут рекомендовать обычному водителю проводить такие прогревочные круги в повседневной эксплуатации, поэтому оценивается Pirelli уверенным «удовлетворительно». Эту же оценку получают Michelin и Nokian. Давайте немного остудим пыл, и перейдем в резервуар со стоячей водой для проведения испытаний на устойчивость к продольному аквапланированию. Именно этот вид аквапланирования справедливо считается особенно коварным и опасным, поскольку он неожиданно возникает в колеях или выбоинах на шоссе и автомагистралях, где машины двигаются на высоких скоростях. Когда шина всплывает на водяной плёнке, водитель становится бессилен. Ни тормоза, ни рулевое управление не работают – вы превращаетесь в пассажира до тех пор, пока шины вновь не обретут контакт с дорогой. Именно эта скорость, при которой происходит всплытие, определяется в резервуаре для продольного аквапланинга. Скорость проезда через бассейн, заполненный водой на 7 миллиметров, увеличивается с каждым заездом, пока электроника не зафиксирует потерю контакта. В этом испытании тестировщиков ждал настоящий сюрприз: абсолютно все участницы теста показали поистине высочайшие скорости потери сцепления. Лучшей стала Nokian с ошеломляющими 92,4 км/ч, но даже Continental, занявшая последнее место в этой дисциплине с результатом 89,2 км/ч отстаёт от лидера всего примерно на 3 км/ч. Да что там, даже всесезонная шина Goodyear с 87,5 км/ч всё равно показывает выдающийся результат. Столь высоких скоростей в таком массовом порядке тестировщики из Die Reifentester ранее не встречали. Поэтому все участницы теста получают оценку «очень хорошо». Несколько более дифференцированы и на более «нормальном» уровне выглядят результаты при поперечном аквапланировании, которое часто возникает на залитых водой съездах и выездах. Здесь также побеждает Nokian с результатом 75,5 км/ч и оценкой «очень хорошо». Плотной группой за лидером, с небольшим отставанием, следуют Vredestein, Goodyear, Bridgestone и Continental – все получают «хорошо». Michelin и Pirelli, с результатом чуть ниже 70 км/ч, довольствуются оценкой «удовлетворительно». ЭКОНОМИЧНОСТЬ Сопротивление качению, в наши дни является актуальной темой. Оно напрямую влияет на расход топлива автомобиля или – в случае электромобиля – на его запас хода. Признаемся, экономия в 0,3-0,5 литра при снижении сопротивления качения на 20-30 процентов не спасет мир. Однако в то время, когда нормы по среднему расходу топлива автопарком оказывают давление на автопроизводителей, те с готовностью перекладывают часть проблемы на своих партнёров – производителей шин первичной комплектации – и требуют от них всё более низких показателей сопротивления качению, которые помогают экономить топливо. Но при этом нельзя упускать из виду, что низкое сопротивление качению и хорошее сцепление на мокрой дороге долгое время считались несовместимыми. Причина – в совершенно разных настройках, в которых должны работать и оптимизироваться сопротивление качению и сцепление на мокрой поверхности. Справляться с этим одновременно производителям шин теперь удаётся довольно хорошо с помощью уникальных резиновых смесей, но задача по-прежнему остаётся сложной. Как же обстоят дела с зимними шинами? Лидером и, следовательно, обладателем оценки «очень хорошо» здесь становится Michelin Alpin 7 с показателем 6,9 кг/т. Французский производитель с богатой историей славится не только уже почти вошедшей в поговорку долговечностью своих продуктов, но и уделяет первостепенное внимание сопротивлению качению и другим экологичным технологиям. Но и другие не отстают. В итоге Continental занимает второе место с оценкой «очень хорошо» и минимальным отставанием, за ней следует Goodyear UltraGrip с 7,3 кг/т и оценкой «хорошо». Затем образуется небольшой разрыв до получивших «удовлетворительно» Bridgestone, Nokian и Pirelli. Все они демонстрируют одинаковое сопротивление качению на уровне 8,1 кг/т, а Vredestein с 8,4 кг/т замыкает таблицу. А что всесезонка Goodyear? Что ж, ещё одна маленькая сенсация. С результатом 6,7 кг/т она показывает лучший показатель. Снимаем шляпу! КОМФОРТ ЕЗДЫ И ШУМНОСТЬ Остаются темы шума в салоне и комфорта езды. Что касается первой, вновь складывается довольно однородная картина. Зимние шины новейшего поколения действительно тихие, они больше не досаждают гулом, завыванием или гудением, как раньше, и почти достигли уровня летних шин. Goodyear UltraGrip и лишь на волосок отставшая от нее Michelin оказались самыми тихими шинами в тестовой группе и вознаграждены за это оценкой «очень хорошо». За ними с небольшим отрывом следует не менее приятная по акустике Bridgestone. Continental, Nokian, Pirelli и Vredestein находятся с ними практически на одном уровне и также получают оценку «хорошо». Всесезонная шина практически бесшумна и могла бы получить, как Michelin – 80 баллов и «очень хорошо». Последняя надежда тестировщиков на более явные различия между испытуемыми шинами не оправдалась и тестировании комфорта езды. Здесь результаты участниц были сгруппированы столь же плотно, и разницу между ними определяли лишь нюансы. Continental, Goodyear UltraGrip и Michelin понравились экспертам больше всего, они «очень хорошо» справлялись с поперечными стыками на бетоне, с участком плохой дороги, выбоинами и булыжной мостовой благодаря своим характерным демпфирующим способностям. Неподалёку расположились Bridgestone, Vredestein, Nokian и Pirelli, все они заслуживают оценки «хорошо». Всесезонная шина Goodyear Vector также показала с лучшей стороны и могла бы занять место в середине таблицы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Высший свет зимних шин не даёт повода для упрёков – если не считать дисциплин, связанных с управляемостью, где проявились более заметные различия. Но настолько ли это важно на зимних дорогах, для которых, собственно, и созданы испытуемые? Скорее нет, ведь на снегу и мокрой дороге ездят, как правило, более осторожно. Таким образом, довольно неудовлетворительный с точки зрения тестировщика ответ на вопрос о лучшей зимней шине в тесте звучит так: вы не ошибётесь, выбрав любую из них. Continental по сумме баллов стала победителем теста, но свой отрыв она обеспечила за счёт очень высоких оценок на сухом и мокром покрытии. На снегу она скорее соответствует уровню хорошего середняка. Обратная ситуация у Goodyear UltraGrip Performance 3. Она – «снежная королева» этого теста и правильный выбор для всех, кто живёт и ездит в заснеженных регионах. Хорошими универсалами являются Bridgestone Blizzak 6 и Vredestein Wintrac Pro+ (каждая со своими сильными сторонами на сухом и мокром покрытии), тогда как Pirelli Cinturato Winter 2 и Michelin Alpin 7, напротив, больше убеждают в зимних испытаниях. Лишь Nokian Snowproof 2 не может похвастаться какими-либо выдающимися результатами, но тем не менее является хорошей зимней шиной. Следовательно, как никогда раньше, выбор той или иной модели зимних шин зависит от вашего личного стиля вождения зимой и ваших собственных предпочтений. Или стоит отказаться от этой затеи и сразу взять внеконкурсную участницу, Goodyear Vector 4Seasons Generation 3? Эта всесезонная шина показала себя на удивление хорошо даже среди зимних специалисток. Однако её итоговая оценка «хорошо» в основном складывается из результатов на мокром и сухом покрытии, ведь на снегу она всё же несколько отстаёт от своих «морозостойких» коллег. И всё же: «вошь в шубе» зимних шин оказывается скорее «клещом» – и от неё уже не отделаться.
Continental побеждает в сравнительном тесте Die Reifentester для 17-дюймовых зимних шин
30
Окт